все поля обязательны для заполнения!


 
« Ману Чао: социализм и рок »

На днях в Москве и Санкт-Петербурге и Казани с большим успехом прошли концерты франко-испанского певца Ману Чао. В отзывах об этих гастролях нередко встречаются ироничные замечания насчет того, что российская публика этого видного антиглобалиста и борца за права трудового народа состоит, как правило, из вполне обеспеченных и далеких от социального протеста людей, проще говоря – молодой буржуазии.

Но подобным вещам никто не удивляется – сегодня это лишь повод для небольшой саркастической реплики, не более. Поп-культура спокойно сочетает в себе и мотивы социального недовольства, и буржуазный комфорт. Одно другому не мешает, так как для большинства потребителей поп-культура – это прежде всего развлечение.

Поскольку западная поп-индустрия развита куда больше российской, и доходы там больше, то и двусмысленность эта высвечивается ярче: с одной стороны это традиционное пристанище «несогласных», «отщепенцев», «бунтарей», людей с обостренным чувством социальной справедливости, с другой – большие гонорары, роскошь и прочие капиталистические прелести.

Вчерашие хулиганы, враги общества становятся частью истэблишмента. Самый тривиальный пример - Мик Джеггер, с которым в 1960-х британское государство пыталось расправиться довольно серьезно, вплоть до тюремного заключения,- вот уже много лет ходит в рыцарском титуле. Просто в годы зарождения рок-культуры западное общество было еще не готово к тому, чтобы с пользой для себя переварить невинный бунт Rolling Stones.

Капитализм способен «проглотить» все, что приносит доход, в том числе и песни о том, как надо поскорее расправиться с этим самым капитализмом. Тем более, что сомнительно, что большинство потребителей рассматривают идеологию своих кумиров всерьез или, скажем так, практически. Скорее так – покричали, разошлись. Даже не то чтобы «выпустили пар». Пара – то есть в данном случае социального возмущения – напкапливается в этой аудитории немного, скорее тут задействованы подростковые гормоны или потребность размять затекшие от долгого сидения в офисах телеса.

Никто не утверждает, что социалист обязан быть беден; всё сложнее – и то, что «социалистический дискурс» может быть ходовым товаром на капиталистическом рынке, и то, что потребители «песен протеста» могут воспринимать их совершенно поверхностно, т.к. развлекательное начало в музыке куда сильнее мэссиджа.

Было бы даже странно, если бы идеологический мэссидж для нашей публики был бы важнее музыки и, главное, настроения Ману Чао, тем более что большинство слушателей, как правило, плохо разбирают испано-франко-английскую мешанину в его песнях. У нас его творчество ценят прежде всего за ощущение праздника жизни, которого в наших краях не хватает. Будь Ману Чао посговорчивее, его бы в России сделали бы еще одним тропическим VIP-певцом вроде Сезарии Эворы. Выступал бы себе в Кремле, веселил почтенную публику. Но он человек непростой и репутация антиглобалиста и антикапиталиста у него слишком велика, чтобы пройти мимо.

Ману Чао не только говорит о бедяках и голодающих в своих интервью, не только дает благотворительные концерты, что делают многие рок-музыканты, но практиктует свои взгляды в жизни: доступность, нестяжательство. Вот эти-то черты и отличают его от большинства звезд, которые, как поет в своей песне Макаревич, «не ездят в метро».

Ману Чао не единственный и может быть даже не самый яркий пример увлеченности борьбой за социальную справедливость среди рок-музыкантов. С ходу можно привести ряд других громких имен: американская команда Rage Against The Machine (у их гитариста-марксиста Тома Морелло есть и сольный фолк-проект The Nightwatchman), Джелло Биафра, британец Билли Брэгг, Pearl Jam, System Of A Down.

Если Биафра и Брэгг – это «леваки» с давней репутацией, которая, как правило, идет впереди их творчества, то такие команды, как Rage Against The Machine или Pearl Jam – это в первую очередь рок-звезды крупного калибра. Помимо довольно распространнного среди рок-публики «социального активизма» (антивоенные, антибушевские выступления, благотворенителье программы) RATM и Pearl Jam известны как пропагандисты взглядов знаменитого левого интеллектуала Ноама Хомского.

Среди почитателей Хомского есть участники еще одной группы мирового уровня – R.E.M. Они нередко приглашают профессора-социалиста на свои концерты, где он выступает со спичами. Гитарист R.E.M. Питер Бак был в числе сорока американских деятелей культуры, посетивших в 1999 Кубу и встречавшихся с Фиделем Кастро.

Вообще, иметь не то чтобы откровенно левые, но по крайней мере антикапиталистические взгляды - далеко не новость для американской музыки, где быть на стороне «простого работяги» было делом чести всякого сознательного народного кумира, в том числе таких героев, как Боб Дилан и Брюс Спрингстин. Так называемые «рабочие песни», политические песни, - то что в у нас объединяется понятием «песни протеста» - одно из традиционных течений в американской музыке. Акустический проект Тома Морелло The Nightwatchman – как раз день уважения этой традиции и в частности такому яркому ее представителю, как легендарный певец и поэт Вуди Гатри.

Что касается вышупомянутых Билли Брэгга и Джелло Биафры, то это музыканты такого рода, чье творчество уже не воспринимается отдельно от их политической активности.
Если среди поклонников R.E.M. вполне могут быть люди, слыхом не слыхвашие о Хомском, то представить себе слушателя Брэгга, незнакомого с его знаменитым лозунгом «капитализм убивает музыку», довольно трудно. Биафра, в прошлом лидер знаменитой хардкор-группы Dead Kennedys, начал свою политическую карьеру с того, что в 1979 году ради экспермента баллотировался на пост мэра Сан-Франциско. В 2000-м он уже вполне серьезно участвовал в выборах кандитата в президенты от американской партии Зеленых,- правда, не прошел. После прошлогодней победы Барака Обамы, Биафра счел нужным написать новому президенту открытое письмо, в котором он изложил свои взгляды на то, что следует делать президенту Америки на его посту.

Как видно, социалистические симпатии не редкость среди западных музыкантов. Другой вопрос, насколько их аудитория восприимчива к левым идеям. Каждый ли носящий майку с Че Геварой серьезно интересовался его биографией?
Быть поверхностно «против» легче, чем осознанно быть «за».
Но таков уж этот рок-н-ролл: извечная смесь инфантильности и зрелости, аутсайдерства и буржуазности.

 

29 Июнь 2009
Автор

музыкальный критик

Читайте также


Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
НЫНЕШНИЙ КРИЗИС СТАНЕТ САМЫМ СЕРЬЕЗНЫМ ИСПЫТАНИЕМ ДЛЯ ВЛАСТИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ
В СЕГОДНЯШНЕЙ НЕПРОСТОЙ СИТУАЦИИ НЕОБХОДИМО УСИЛИТЬ РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ
ЕСЛИ РАСХОДЫ НА ЛЕКАРСТВА ПРЕВЫШАЮТ 10% ДОХОДА ГРАЖДАНИНА, НЕОБХОДИМЫ СУБСИДИИ
ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРПЛАТ И ПЕНСИЙ СМЯГЧИТ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАВИРУСА

Новости
07.04.2020 Профсоюзные организации подадут заявки на проведение первомайских акций
07.04.2020 Власти Японии поддержат граждан выплатами по $2750, а экономику - $1 трлн
07.04.2020 "Справедливая Россия" просит кабмин поддержать идею предельной доли расходов на ЖКУ
06.04.2020 Профсоюзы предлагают установить 50% надбавку к зарплате всем работникам здравоохранения РФ
06.04.2020 СБ ООН принял резолюцию, в которой призвал к защите миротворцев
06.04.2020 Коронавирус поставил ЕС перед самым большим испытанием с момента основания - Меркель

Опрос
В ЧЕМ ПРИЧИНА БЕДНОСТИ В РОССИИ?






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"