все поля обязательны для заполнения!


 
ШВЕЦИЯ: ИЗБРАНИЕ НОВОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

После парламентских выборов в сентябре 2018 г. в Швеции кандидатуру на пост премьер-министра ставили на голосование восемь раз – небывалое явление для страны, отличающейся стабильностью и предсказуемостью. Подоплёка возникших затруднений в формировании правительства заключалась, с одной стороны, в подписании послевыборного соглашения социал-демократов с двумя центристскими партиями (Либералами и партией Центра), подорвавшего прежнюю блоковую систему. С другой стороны, сказывалось несомненное смягчение позиции Умеренной коалиционной партии и Христианских демократов в отношении Шведских демократов (ШД), взаимодействие с которыми ещё недавно считалось недопустимым из-за их откровенного национализма. Кроме того, уход центристских партий из правого блока породил противоречия и в самих этих партиях: не все были согласны с подобными переменами.

 Подтверждением тому стал выход в 2021 г. Либералов из соглашения о поддержке красно-зелёного правительства. Этому способствовала линия нового председателя Либералов Н. Сабуни, которой на съезде партии удалось заручиться поддержкой большинства делегатов при обсуждении предложения о разрыве с социал-демократами. В итоге, и без того ненадёжные расчёты социал-демократов на содействие со стороны центристских партий просто пришлось отставить до лучших времён. На этом злоключения в стане Либералов не прекратились: раскол углубился настолько, что породил новую социал-либеральную партию (Народные либералы – Folkliberalerna), которая заявила о намерении принять самостоятельное участие в предстоящих парламентских выборах.   Размежевание партии Центра и Либералов усиливали наметившиеся разногласия по вопросу о возможном тактическом сближении со Шведскими демократами: если для партии Центра неприемлемо любое сотрудничество с ними, то Либералы стали задумываться о возможном неформализованном взаимодействии с усиливающимися националистами.

Вотум недоверия премьер-министру и выдвижение кандидатуры М. Андерссон
В конце июня 2021 г., когда для шведов начинается период отпусков и политические страсти обычно утихают, неожиданно разразился острый политический кризис: впервые в истории риксдага премьер-министру был выражен вотум недоверия. Правда, при голосовании в парламенте через 18 дней кандидатура социал-демократа С. Лёвена всё же прошла, но при минимальном разрыве поданных «за» и «против» голосов. Его спасла поддержка Левой партии и партии Центра, которым пришлось придержать на недалёкое будущее свои претензии к социал-демократам.   Предвидя неизбежность нового витка политической борьбы осенью в связи с обсуждением и принятием риксдагом бюджета на 2022 г., С. Лёвен заявил, что в случае победы бюджетного варианта буржуазных партий, он подаст в отставку. Это было воспринято как желание выиграть время и снизить накал политических противоречий перед выборами в риксдаг, которые должны состояться в сентябре 2022 г.

Однако 22 августа С. Лёвен неожиданно сообщил, что он принял решение досрочно уйти в отставку с поста председателя социал-демократической партии на её съезде в ноябре 2021 г. и сложить с себя полномочия главы правительства. Свой уход С. Лёвен мотивировал тем, что для партии будет лучше, если она выйдет на выборы с обновлённой программой и идеями. По всей видимости, сказалась и его усталость за те десять лет, что он был руководителем партии и семь лет премьер-министром.

 За это время С. Лёвен зарекомендовал себя искусным тактиком, мастером переговорного процесса и поиска компромиссов. Его правительству пришлось исполнять бюджет буржуазных партий после выборов 2014 г., пережить трудные выборы 2018 г., после которых искать новые союзы, чтобы остаться у власти. Соглашение с центристскими партиями, которое фактически сломало сложившуюся блоковую систему, С. Лёвен считает своим достижением. Обозреватели же отмечают, что ему не хватало умения сформулировать социал-демократическую альтернативу, и основные усилия были направлены на сохранение статус-кво. 4 ноября на съезде СДРПШ была избрана его преемница – Магдалена Андерссон, занимавшая пост министра финансов и зарекомендовавшая себя опытным и твёрдым профессиональным политиком. За её плечами не только образование, полученное в Стокгольмской высшей школе экономики и Гарварде, но и опыт работы в команде бывшего премьер-министра Й. Перссона. Её кандидатура была поддержана большинством в партии и молодёжном союзе. Других претендентов не было. Многие с надеждой ждут от нового председателя смелых идей, вокруг которых можно было бы сплотить единомышленников.

11 ноября С. Лёвен подаёт спикеру парламента прошение об отставке, но остаётся руководителем переходного правительства до момента голосования в риксдаге за М. Андерссон, которой предстоит прозондировать политическую почву и согласовать с руководством партий возможные варианты при голосовании за её кандидатуру. В центре внимания прежде всего Левая партия, председатель которой Н. Дадгостар заявила, что выдвинутые ею ранее условия для поддержки СДРПШ не выполнены.

 Без голосов депутатов от Левых рассчитывать на успех Андерссон очень непросто. С уходом Либералов в оппозицию к социал-демократическому правительству вес Левой партии вырос, и Н. Дадгостар стала настаивать на официальных переговорах с социал-демократами по конкретным пунктам требований Левых и документальном закреплении договорённостей перед голосованием по кандидатуре М. Андерссон. Фактически Н. Дадгостар, пользуясь моментом, стремилась перечеркнуть, т.н. «унизительную оговорку», содержавшуюся в январском договоре 2019 г. о сотрудничестве правительства социал-демократов и партии «Зелёных» с центристскими партиями, согласно которому Левая партия фактически лишалась какого-либо влияния на политические процессы в стране в следующий мандатный период.

 

Соглашение правительственных партий с Левыми
Поздно вечером 23 ноября, накануне дня голосования, соглашение между социал-демократами, «Зелёными» и Левой партией было заключено. Основное требование последней касалось повышения пенсий для лиц с минимальными выплатами (увеличение на необлагаемые налогом 1 000 крон в месяц). Эта победа Левых должна была наглядно продемонстрировать, что усиление их влияния будет связано с конкретными улучшениями в социальной сфере.

После двух лет «отлучения» Левых в 2021 г. стали появляться признаки изменений в отношениях двух партий: и в СДРПШ, и у Левых сменились лидеры, которые пытаются по-новому выстроить стратегию своих организаций и добиться возможной стабильности во взаимодействии, что может содействовать и большей политической устойчивости в целом. Необходимость диктует новому лидеру социал-демократов и теперь уже премьер-министру не пренебрегать голосами Левых, прежде традиционно поддерживавших СДРПШ. Это подтверждают и слова вновь избранного на съезде СДРПШ секретарём партии Т. Баудина. Он заявил, что понимает настроения неудовлетворённости и обиды у Левых, вызванные превращением их в политического аутсайдера. «Нынешняя ситуация такова, что мы можем вести переговоры с Левыми, и это станет необходимостью, так как парламентское положение сколько-нибудь не изменилось».

 Баудин подчёркивает, что для социал-демократов имеется лишь одна «крайняя» партия – это Шведские демократы, сотрудничество с которыми невозможно из-за коренного различия политических взглядов. Сложная ситуация с поиском социал-демократами союзников в условиях фактического равенства сил обоих блоков усугубляется ещё и тем, что партия Центра категорически отрицает возможность какого-либо взаимодействия с Левыми, считая их, как и Шведских демократов крайними, популистскими партиями. Сама она позиционирует себя как единственную на сегодняшний день последовательно центристскую силу.

Надо отметить, что в последнее время у части социал-демократов настроения радикализируются. И это связано не только с приближением выборной гонки, в канун которой поднимается накал дискуссий. Январское соглашение 2019 г. вызывает всё больше критики со стороны рядовых членов, растёт недовольство уступками центристским партиям.   Так, внутри СДРПШ в 2018 г. организовалась группа «Реформисты» (Reformisterna), выступающая с более левых позиций. Их деятельность вызывает беспокойство руководства. Чтобы ограничить влияние «Реформистов», был даже изменён устав СДРПШ. Идеологи этой группы требуют полевения социально-экономической политики партии и возвращения к исходным социал-демократическим принципам организации общественных отношений.   Чувствует необходимость реакции на левые настроения и М. Андерссон, отличающаяся взвешенными суждениями, что проявилось в работе возглавляемого ею комитета по проблемам равенства. Он проделал большую работу, проанализировав причины растущей разницы в доходах, хотя и не предложил радикальных решений. К тому же социал-демократы в желании получить в нужный момент поддержку слева вынуждены идти на уступки требованиям Левой партии и профсоюзов.

 

Победа и отставка М. Андерссон
24 ноября – исторический день для страны: М. Андерссон стала первой женщиной –премьер-министром Швеции. За её кандидатуру отдали голоса депутаты СДРПШ и «Зелёных», против – Умеренных, Христианских демократов, Шведских демократов, Либералов, воздержались представители партии Центра и Левые (Sveriges Riksdag 2021: 8). Таким образом, за отклонение кандидатуры М. Андерссон было набрано 174 голоса, т.е. меньше половины состава риксдага. Обстановка до последнего момента была напряжённой, ибо каждый голос при равенстве сил мог стать решающим. Во второй половине того же дня должно было пройти голосование по бюджету на 2022 г. Однако тут удача не сопутствовала социал-демократам, побеждает проект Умеренных, Христианских демократов и Шведских демократов. В партии Центра приняли решение голосовать за свой проект бюджета, продемонстрировав тем самым
протест против сотрудничества социал-демократов с Левыми. М. Андерссон заявила о готовности исполнять получивший большинство вариант бюджета, однако союзник по красно-зелёной коалиции – партия «Зелёных» не согласилась с этим и заявила о своём выходе из правительства. М. Андерссон была вынуждена подать прошение об отставке, не пробыв премьерминистром и дня, однако заявила о решении сформировать однопартийный кабинет меньшинства. Начинаются новые переговоры и поиски кандидатов на министерские посты. 29 ноября эпопея с избранием премьер-министра, наконец, завершается: Андерссон приступает к своим обязанностям. В иннаугурационной речи она наметила приоритетные области, на которые будет обращено главное внимание – благосостояние населения, климат и преступность.

Нельзя не заметить и гендерный «привкус» у результатов голосования. В последние годы сразу в нескольких шведских партиях «у руля» оказались женщины. Своеобразная «феминизация» партийно-политической системы нашла своё отражение и в словах председателя партии Центра Анни Лёёф: «То, что женщина стала премьер-министром, очень много значит для многих девушек и женщин, которые своими глазами могут увидеть, как эта стеклянная крыша разбивается вдребезги. Я горжусь тем, что (партия Центра) участвует в этом и делает это возможным».

Столь нестабильная парламентская ситуация не нравится не только различным слоям населения, но и тем, кто представляет их интересы в самом парламенте. Обычно крайне выдержанный и уравновешенный спикер риксдага А. Нурлен не мог сдержать раздражения, когда только что избранный премьер-министр в тот же день была вынуждена уйти в отставку. Он особенно сетовал, что «Зелёные» не предупредили его о своих намерениях. Располагай А. Нурден такой информацией, он застраховался бы и первым пунктом поставил на голосование вопрос о бюджете, а избрание главы правительства перенёс бы на несколько дней, дав тем самым возможность депутатам взвесить аргументы за и против. В журналистском корпусе сложившаяся ситуация вызвала ироничное сравнение со сценарием «мыльной оперы».

Шведские демократы торжествуют
Бурные события этого дня вызвали в разных лагерях широкий спектр эмоций и чувств: от удивления и недовольства у одних до искренней радости и воодушевления от итогов голосования по бюджету – у других. Социал-демократы не скрывали горечи разочарования, тогда как Шведские демократы чувствовали себя победителями. Их уверенность в выбранном курсе в полной мере проявилась на открывшемся уже на следующий день съезде партии. Её руководство заявило о важности действенного влияния на правительство, но больным остаётся вопрос о получении ШД министерских портфелей: ведь и Умеренные, и Христианские демократы, а тем более Либералы, против их участия в правительстве. И если ещё недавно в националистической партии утверждали, что министерские посты не должны стать самоцелью, то после голосования по бюджету зазвучали иные ноты. Председатель партии ШД Й. Окессон
заявил даже, что если бы голосование за кандидатуру премьер-министра происходило сейчас, то ШД не отдали бы свои голоса не только за М. Андерссон, но и за председателя Умеренных У. Кристерссона, ибо у них сейчас нет уверенности в правильности нынешнего политического курса Умеренных. Таким образом, даётся понять: чтобы Шведские демократы поддержали Умеренных после выборов сентября 2022 г. нужны серьёзные и предметные переговоры. Они уже не согласны играть роль безоговорочного вспомогательного механизма.

 Силы им придают и результаты опросов общественного мнения, свидетельствующие о растущем рейтинге партии. ШД не исключают, что их партия сможет набрать больше голосов, чем Умеренные, что должно определить и подсказать сторонам иные формы сотрудничества. От этого и будет зависеть ответ на вопрос о характере совместного участия в правительстве. Иными словами, теперь уже не Шведские демократы должны искать союза с Умеренными, а те жизненно заинтересованы в сотрудничестве с националистами. ШД отдают себе отчёт в том, что определяет тактику Умеренных в отношении к партнёру: очевиден переток избирателей именно от Умеренных к националистам не прочь подновить и свой социальный профиль, дабы привлечь избирателей и из электората левых партий.

* * *
Политический кризис в Швеции не закончился, а «поставлен на паузу». И не завершился он потому, что не устранены главные причины, его породившие. Не оправдались надежды на мультикультуралистский проект, нарастает волна уличной преступности и бандитизма, всё большая часть граждан считает непомерными расходы на адаптацию иммигрантов (в настоящее время примерно 20% населения имеют иностранные корни).

 Швеция дорогой ценой справилась с первым натиском мировой беды – пандемией коронавируса и смогла смягчить удар по национальной экономике, но на пороге новый штамм болезни, и вновь общество вступает в фазу брожения. Напряжения в социальной сфере породили и обострение политической ситуации.

 Верным признаком грядущей политической бифуркации всегда является усиление течений, располагающихся по краям политического спектра. В случае Швеции это ШД и Левая партия. Они не претендуют на власть, по крайней мере, сегодня, но от их отношений с партиями-тяжеловесами зависит очень многое. Продолжается открытый и скрытый политический торг в условиях, когда, казалось бы, незыблемая, оправдывавшая себя десятилетиями двухблоковая система перестала функционировать, а новая, способная заменить её, ещё не возникла.

11 Январь 2022

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
КОЛЛАПС ИЛИ РЕНЕССАНС
ПРЯЧЕМ ПОД МАТРАС
ПЕРИПЕТИИ ТРУДОВОЙ РЕФОРМЫ В ИСПАНИИ
ЧЬИ РАСХОДЫ ВЫРАСТУТ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ

Новости
12.03.2022 Борич вступил в должность президента Чили и утвердил новое правительство
10.03.2022 Президентом Венгрии впервые избрана женщина Каталин Новак
10.03.2022 Россия выходит из Совета Европы
10.03.2022 Южную Корею после выборов может накрыть волна протестов – эксперт
10.03.2022 ООН на фоне санкций против РФ: ограничения не должны вредить обычным гражданам
09.03.2022 Приостанавливающие работу в РФ компании должны оплачивать сотрудникам простой - профсоюзы

Опрос
ОЦЕНИТЕ ВЫБОРЫ В ГОСДУМУ В 2021 ГОДУ






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"