все поля обязательны для заполнения!


 
РАССТАВИТЬ ПРИОРИТЕТЫ
ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

20 января состоялась инаугурация 46-го президента США Джозефа Байдена, и уже в первые дни своего правления он обещал подписать несколько правительственных распоряжений, которые должны ознаменовать решительный разрыв с геополитическим курсом Трампа сфере и с подходом прежней администрации к внутренним проблемам.

Правда, большинство запланированных указов нового президента касаются исключительно внутренней ситуации: Байден полон решимости резко усилить борьбу с распространением коронавируса и увеличить помощь социальным группам, в наибольшей степени пострадавшим от экономического спада.

 Только два правительственных распоряжения затрагивают значимые внешнеполитические вопросы. Байден принял решение незамедлительно отменить указ Трампа, запрещающий въезд в США гражданам шести стран с преимущественно мусульманским населением (в их число, разумеется, Трамп включил Иран). Кроме того, США должны незамедлительной вернутся Парижское соглашение по климату, из которого предыдущий президент вышел, чтобы не мешать развитию американской промышленности, прежде всего нефтегазовой отрасли, достигшей при Трампе небывалого расцвета.

 Подобная расстановка приоритетов предопределена обстоятельствами, в которым оказалась администрация Байдена.

 Новому американскому президенту было важно показать, что, не отказываясь от решения стратегических задач на международной арене, основное внимание он будет уделять проблемам, от которых зависит социально-экономическая ситуация в США.

 Поэтому в области внешней политики новый президент ограничился двумя важнейшими сигналами. Он продемонстрировал, что отношение к Ирану изменилось, и он больше не рассматривается как безусловно враждебное государство. Кроме того, он дал понять, что американская администрация теперь будет руководствоваться теми же ценностями и представлениями, которые лежат в основе курса ЕС. Поэтому меры, направленные на снижение уровня выброса парниковых газов (предполагающие, кстати говоря огромные расхода на развитие альтернативной энергетики), теперь для американского руководства представляют большую важность, чем поддержка нефтегазовых корпораций и металлургических компаний.

 Прекращения противостояния с Ираном, мешающего экономическому сотрудничеству между ИРИ и ЕС, и сотрудничество с ЕС в борьбе за снижение роли ископаемого топлива призваны помочь решению главной стратегической задачи администрации Байдена, - восстановление трансатлантического партнерства и единства западного мира, которые оказались под угрозой вследствие нежелания Трампа считаться с интересами американских союзников.

 Но достижение этой цели окажется под угрозой, если новый президент не сможет остановить падение экономики и покончить благодаря массовой вакцинации с коронавирусной инфекцией. В таком случае приход в 2024 г. к власти политика, напоминающего Трампа или даже являющегося его прямым последователем, становится практически неизбежным (да и сам Трамп может получить шанс взять реванш, если демократам не удастся при помощи правовых механизмов отстранить его от участия в политике). Вследствие этого ведущие европейские страны просто не станут заключать с США какие-то долговременные соглашения, которые в случае возвращения к власти консервативного крыла Республиканской партии утратят всякий практический смысл.

 Поэтому в ближайшие месяцы администрация Байдена сосредоточится на решении внутренних проблем, и от того, насколько успешно она с ними справится зависит не только популярность нового президента внутри страны, но и перспективы его международного курса.

 Внешнеполитическая активность Вашингтона, в первые полгода правления Байдена, скорее всего, будет ограничиваться восстановлением связей со странами Евросоюза и подготовкой нового соглашения с Ираном.

 Но, как выясняется, в окружении Владимира Зеленского для нового американского президента разработали совершенно иные планы. Уже давно ходили слухи, что президент и высокопоставленные чиновники, отвечающие за его внешнеполитическую активность, связывают с приходом к власти Байдена надежды на его активную помощь руководству Украины в решении внешнеполитических проблем и преодолении внутренних трудностей.

Этих чаяния, судя по всему, отразились в интервью, которое несколько дней назад дал ТСН заместитель руководителя Офиса президента Украины Игорь Жовква. В ответ на вопрос о трех главных приоритетах украинской власти в отношениях с новой американской администрацией сказал следующее. Главным приоритетом является всемерная поддержка со стороны США территориальной целостности Украины, в том числе благодаря предоставлению прямой военной помощи. Украина также станет добиваться активного включения США в процесс урегулирования ситуации на Донбассе и участия Вашингтона в проектах (форматы их в Киеве пока не успели определить), направленных на возвращение Крыма в состав Украины. Жовква уверен, что «этот вопрос будет на радаре новой демократической администрации». В комплекс двусторонних отношений украино-американских отношений, по мнению человека, помогающего президенту разобраться в реалиях современного мира, непременно войдут и вопросы американской экономической помощи. Причем приоритетными сферами сотрудничества должны стать традиционная энергетика и аграрное производство. В частности, Жовква ожидает, что Вашингтон поможет Киеву создать инфраструктуру, позволяющую импортировать сжиженный природный газ (СПГ), чтобы обеспечить Украине энергетическую безопасность. Не менее важным приоритетом должна стать борьба с коррупцией. Украинское руководство, как уверяет Игорь Иванович, станет «союзником президента Байдена при проведении антикоррупционных мероприятий в Украине», а Владимир Зеленский непременно окажется лучшим собеседником Джо Байдена по всем вопросам, касающимся Украины.

 Но украинская сторона не собирается ограничиваться сотрудничеством только в названных сферах. Она готовит «дорожную карту» развития отношения между Украиной и США, которая «во время соответствующих контактов» будет предоставлена американским партнерам.

 При прочтении интервью Жовквы вспоминается пьеса Козьмы Пруткова «Фантазия», герой которой Фемистокл Разорваки в ответ на вопрос о его жизненных планах сообщает: «У меня нет несбыточных мечтаний. Мои средства ближе к действительности. Я полагаю: занять капитал в триста тысяч рублей серебром и сделать одно из двух: или пустить в рост, или основать мозольную лечебницу на большой ноге!».

 Подход украинского руководства к отношениям с новой администрацией США чрезвычайно напоминает подобные планы построения «мозольной лечебнице на большой ноге» на деньги, которые еще только предстоит занять.

 Прежде всего, остается непонятным, в чем, по мнению Киева, должно заключаться активное участие Вашингтона в урегулировании донбасского конфликта. Если под этим подразумевается экономическое и политическое давление администрации на российское руководство с целью принудить его к уступкам в пользу украинской стороны, то возможности подобной политики являются довольно ограниченными, и они были практически исчерпаны уже во время правления Обамы.

Очевидно, что против России не могут применяться такие же жесткие экономические санкции, которые были задействованы в 1990-е против режима Саддама Хусейна, поскольку РФ является четвертым по значимости внешнеэкономическим партнером Евросоюза (после США, Китая и Швейцарии). Администрация Байдена, важнейшая цель которой, как уже упоминалось, состоит в восстановлении Трансатлантического партнерства, конечно же, не станет ставить под угрозу эконмические интересы своего важнейшего геополитического союзника. 

 Кроме того, не стоит забывать, что в результате правления Трампа положение США в глобальной экономической системе существенно ухудшилось. Китай воспользовался стремлением предыдущего американского президента проводить внешнеэкономический курс, руководствуясь соображениями непосредственной выгоды, для укрепления собственных позиций.

 За прошедшие несколько лет Пекин благодаря своим инфраструктурным проектам и зарубежным инвестициям сумел включить в сферу собственного влияния значительное число стран, представляют большую экономическую важность для ЕС. У Китая сложились прочные партнерские отношения с ведущими европейскими государствами, в том числе с Германией, опирающиеся на взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Между тем, администрации Байдена необходимо создать механизмы сдерживания китайской экономической экспансии и не исключить возможность взаимодействия Китая и ЕС в сфере высоких технологий. В противном случае Китай уже в обозримом будущем сможет превратиться в глобальную державу, способную на равных соперничать с США и в экономической, и в военно-политической сфере. При этом нельзя гарантировать, что страны, входящие в западное сообщество, в такой ситуации точно займут американскую сторону.

 Поэтому для Вашингтона крайне важно сейчас, когда еще есть шанс, объединив усилия со странами ЕС и конкурентами Китая в Азии, остановить дальнейшее усиление Китая, избегать любых разногласий с европейскими союзниками, в особенности по вопросам, не представляющим первостепенной важности.

 В этой связи странно полагать, что администрация Байдена попытается получить главную роль в процессе урегулирования донбасского конфликта, оттеснив на второй план Францию и Германию. 

 Еще до начала донбасского конфликта, президент Обама дал понять, что Украина не представляет для США самостоятельного интереса ни с экономической, ни с геополитической точки зрения. Поэтому администрация Обамы рассматривала политический кризис, а затем вооруженный конфликт в Украине главным образом как средство снижения российского влияния в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, а также как инструмент, позволяющий предотвратить слишком тесное сближение Москвы и Берлина. Байден, как он неоднократно давал понять, разделят тот подход к международным проблемам, на который опиралась внешнеполитическая стратегия Обамы. Поэтому новое руководство США, которому предстоит преодолеть опасные внешнеполитические вызовы и серьезные угрозы для социальной стабильности внутри страны, конечно же, не станет втягиваться всерьез в урегулирование донбасского конфликта.

В отличие от Обамы, администрация Байдена будет занимать жесткую позицию по отношению к России и Китаю, а потому будет стремиться ограничить их международное влияние. С этой целью Вашингтон будет оказывать поддержку странам с демократическим устройством, которые являются соперниками Китая и Россия, помогая им реализовать собственную геополитическую стратегию.

25 Январь 2021

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ЛЕВЫЕ ОБЪЕДИНИЛИСЬ
ЧТО ЗАСТАВИТ США УСТУПИТЬ ПО "СЕВЕРНОМУ ПОТОКУ-2"
ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ПОСЛЕ ТРАМПА
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЮТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ

Новости
26.02.2021 ВЦИОМ: 11% россиян готовы голосовать за новую партию "Справедливая Россия – За правду"
26.02.2021 Миронов: четырехдневка удвоит число работающих бедных
26.02.2021 Байден отменил спорные указы Трампа об отчетности чиновников и порядке в городах
25.02.2021 Демократы внесли в конгресс иммиграционный законопроект Байдена
24.02.2021 В Совете ООН по правам человека назрели коррективы - Лавров
24.02.2021 Протесты в Грузии будут расширяться - эксперт

Опрос
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРИ ПАНДЕМИИ






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"