все поля обязательны для заполнения!


 
ТРАМП КАК УГРОЗА ИНТЕРЕСАМ
ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

15 ноября американская внешнеполитическая стратегия в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), который имеет для США исключительно важное значение, потерпела серьезное (возможно, даже катастрофическое) поражение.

В этот день страны, являющиеся членами ASEAN (т.е. Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма, Филиппины, Таиланд, Бруней, Сингапур, Малайзия и Вьетнам) совместно с Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией подписали соглашение о создании самой большой зоны свободной торговли в истории человечества, - Всестороннего регионального экономического партнёрства (RCEP).

Соглашение охватывает страны с совокупным населением около двух миллиардов человек, на которые приходится примерно треть мировой экономики. Но дело не только в экономическом потенциале, людских ресурсах и геополитическом значении государств, образовавших RCEP. Не менее важно то, что за пределами новой зоны свободной торговли остались США и Индия, одни главный американский партнер в Азиатско-тихоокеанском регионе, являющаяся одним из главных конкурентов Китая сразу на нескольких направления, в том числе в создании глобальной транспортной инфраструктуры (китайской инициативе «пояса и пути» Индия пытается противопоставить проект транспортного коридора «Севере-Юг»).

Китай сумел ограничить новое торговое соглашение только теми странами, которые не станут, решая свои геополитические задачи, бороться с китайским экономическим влиянием. Для всех участников RCEP экономическая выгода представляет большую важность, чем идеологические разногласия и торговые споры. Именно этим и объясняется то, что страны, ориентирующиеся в своей внешней политике на Вашингтон, - а это, по крайней мере 7 из 15 участников соглашения, - создали торговый альянс с Китаем, которого США рассматривают как своего главного соперника и на региональном, и на глобальном уровне. Вьетнам, где проходил международный саммит, на котором произошло создание RCEP, отодвинул на второй план свои многолетние территориальные претензии к Китаю, чтобы получить выгоды от экономического сотрудничества в рамках нового торгового партнерства.
Это стало возможно только благодаря внешнеэкономическому курсу Трампа.

Как известно, Обама пытался заключить международное торговое соглашение, - Транстихоокеанское партнерство, - благодаря которому должен был возникнуть мощный экономический союз во главе с США. Китай должен был остаться за пределами этого соглашения, что неизбежно привело бы к снижению его экономического влияния и на региональном, и на глобальном уровне. Однако администрация Обамы, столкнувшаяся с противодействием со стороны Республиканской партии, контролировавшей тогда обе палаты Конгресса, не сумела довести до конца работу над созданием торгового объединения.

Трамп, придя к власти, разорвал все достигнутые ранее договоренности под тем предлогом, что они предполагают слишком большие уступки с американской стороны.

Целью своей политики внешнеэкономической политики в АТР Трамп сделал не создание крупного объединения, призванного утвердить американское лидерство в регионе, а заключение двусторонних торговых соглашений, которые должны были принести США очевидную экономическую выгоду. С геополитической точки зрения это, безусловно, является крайне рискованным шагом, поскольку, отказываясь добиваться установления единых правил игры, США рисковали утратить роль главного гаранта региональной стабильности и двигателя экономического развития.

В конце концов, Китай в результате огромной предварительной работы сумел добиться подписания соглашения, фактически предоставляющего ему данную роль. Это, кстати говоря, гарантирует КНР безопасность торговых маршрутов в Южно-китайском море, обеспечивающих значительную долю китайского импорта и экспорта.

Что касается американских двусторонних торговых отношений со странами АТР, которые удалось заключить Трамп, то преимущества, которые сумела выбить себе американская сторона, даже в среднесрочной перспективе представляются сомнительными. Но зато Трамп получил возможность каждый раз подробно рассказывать о своей жесткости и сообразительности, щеголяя размерами дополнительных поступлений от внешней торговли, которые якобы теперь должны получить США. Очевидно, что подобные препирательства вызвали раздражение даже у ближайших союзников США, - Южной Кореи и Японии. Бессистемные действия и плохо продуманные американской администрации, пришедшие на смену последовательной политики, заставили задуматься Австралию и Новою Зеландию, которые, казалось, были связаны с США неразрывными узами. В результате все эти страны, представляющие огромную важность для американской внешнеполитической стратегии, оказались участниками торгового соглашения, в котором для США не нашлось места.

Это, безусловно, крайне тяжелая расплата за то восхищение, которые вызывал у сторонников Трампа его жесткий изоляционистский курс, направленный на отказ от любых международных обязательств, которые не могут принести быстрой экономической выгоды. Однако действующий президент США, как мы видим, готов заплатить любую цену за то, чтобы добиться поддержки той части американского общества, которая пострадала от экономической глобализации и теперь готова отдать свои голоса тому, кто обещает отгородить Америку от остального мира, но при этом укрепить ее глобальное господство.

Трампу сегодня особенно важно сохранить привязанность избирателей, ожидающих экономического чуда в сочетании с возрождением американского величия.

После своего поражения на выборах он уже не сможет считаться безусловным лидером Республиканской партии. Вследствие этого у его сторонников могут появиться новые кумиры, способные столь же уверенно, как и Трамп, добиться невозможного, также без колебаний подрывая в погоне за популярностью международную репутацию США и прежние достижения американской политики. Для того чтобы этого не произошло, Трампу нужно показать, что он является главным и наиболее последовательным противником курса  Демократической партии, которого она обманом отстранила от власти, чтобы реализовать свои планы, противоречащие интересам американского народа.

Поэтому Трамп не признает своего поражения на выборах (и, скорее всего, никогда не согласится с тем, что он действительно уступил Байдену). Кроме того, Трампу нужно напоследок принять как можно больше таких решений, которые Байден не мог бы отменить, не создав предлога для обвинений в том, что он поступается интересами США.

Поэтому существует высокая вероятность того, что Трамп попытается в последние недели своего правления ввести жесткие санкции против Ирана и развязать новый внешнеторговый конфликт с Китаем. Внешнеполитические планы Байдена предполагают восстановление тесных связей с Евросоюзом и увеличение американского влияния на Ближнем Востоке. Ни того, ни другого не удастся добиться, если будет сохраняться опасность военного столкновения США с ИРИ и экономической войны с КНР. Чтобы устранить подобную опасность, администрации Байдена придется отменять соответствующе решения Трампа, что непременно будет объявлено им предательством американских интересов, которые он с таким успехом отстаивал.

Вследствие этого будущая администрация США должна будет действовать крайне осторожно, чтобы не усиливать позиции Трампа и по создавать почву для его переизбрания в 2024 году. Это значит, что вопросам менее важным, чем восстановление «ядерной сделки» с Ираном, поиск компромисса с Китаем и укрепление связей с ЕС, будет уделяться значительно меньше внимания. Более того, они, наверняка, будут рассматриваться в свете более значимых задач.

Безусловно, уменьшение российского влияния на постсоветском пространстве, скорее всего, будет одной из целей американской внешней политики. Но не стоит преувеличивать значимость данного направления для Вашингтона. Постсоветское пространство явно не входит в число регионов, от которых напрямую зависит глобальное лидерство и национальная безопасность США. Поэтому в том случае, если Трампу удастся серьезно запутать ситуацию с Ираном и КНР, затруднив тем самым поиск взаимопонимания с Европой, новая американская администрация может смягчить в угоду Евросоюзу свою позицию по отношению к России. Чем более тяжелыми для новой администрации будут последствия последних решений Трампа, тем более жесткие требования она будет предъявлять к украинской власти, добиваясь от нее урегулирования донбасского конфликта с учетом российских интересов.

24 Ноябрь 2020

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
РАССТАВИТЬ ПРИОРИТЕТЫ
ПРОДАТЬ НЕЛИКВИД
ПАНДЕМИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ПРИКРЫТИЕМ ДЛЯ КОРРУПЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ
УЧАСТНИКИ ПОКИДАЮТ ПРОЕКТ СЕВЕРНЫЙ ПОТОК 2

Новости
26.01.2021 Самым популярным политиком Молдавии стала президент Санду
26.01.2021 Генсек ООН рассказал о росте антисемитизма во время пандемии
25.01.2021 Президент Португалии переизбиран в первом туре с 61%
25.01.2021 Пандемия может привести к усилению неравенства почти во всех странах
25.01.2021 Справедливая Россия вновь внесла в ГД законопроект об индексации пенсий работающим пенсионерам
25.01.2021 ООН заявила о праве людей на свободу выражения мнений в связи с протестами в РФ

Опрос
В ЧЕМ ПРИЧИНА БЕДНОСТИ В РОССИИ?






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"