все поля обязательны для заполнения!


 
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ УРОК
ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

Шестого октября на официальном сайте президента Азербайджана появилось заявление Ильхама Алиева, в котором он выразил благодарность турецкому лидеру за его «открытые и решительные» высказывания в поддержку в поддержку действий Баку в Нагорном Карабахе. По заверению главы Азербайджана, Реджеп Эрдоган продемонстрировал «всему миру, что Азербайджан не одинок», а турецкая позиция вдохновила азербайджанцев и придала им дополнительные силы.

Насколько можно судить, данные слова являются точным описанием подоплеки трагических событий, вызванных всплеском вооруженного противостояния между Азербайджаном и Арменией. Причем вплоть до нынешнего лета казалось, что военный конфликт удалось надежно «заморозить» и возобновление полномасштабных боевых действий в обозримом будущем невозможно. Подобные надежды основывались на том, что все три страны, являющиеся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, созданной для урегулирования карабахского конфликта, - США, Франция и Россия, - заинтересованы в поддержании стабильности в Закавказье.

Армения, которая фактически одержала победу в войне 1992-1994 гг., обеспечила Нагорному Карабаху, имевшему в советский период статус автономной области в составе Азербайджанской ССР, полную независимость и контроль над азербайджанскими районами, прилегающими к его территории. Однако в настоящее время Армения обладает существенно меньшим военным потенциалом, чем Азербайджан. Поэтому казалось маловероятным, что страна, решившая свои основные геополитические задачи, станет рисковать, предпринимая действия, угрожающие новым столкновением с усилившимся противником.

Столь же невозможным представлялось и масштабное наступление со стороны Азербайджана, который, несмотря на возросшую военную мощь, все же не может рассчитывать на гарантированный (и уж тем более на легкий) успех в вооруженном конфликте с Арменией. Кроме того, было ясно, что, возобновив по собственной инициативе боевые действия, Баку может серьезно испортить одновременно с Парижем, Вашингтоном и Москвой. Поскольку отношения с Россией и США представляют для Азербайджана особую значимость, попытка взять реванш за прошлое поражение могла бы самым неблагоприятным образом сказаться на его нынешнем международном положении.

Однако, как это часто бывает, все рациональные соображения и трезвые расчеты в действительности оказались несостоятельными. Никол Пашинян, весной 2018 г. занявший пост премьер-министра Армении после массовых протестных акций, получивших наименование армянской «бархатной революции», хотел доказать, что он является не менее жестким и решительным лидером, чем свергнутый им Серж Саргсян. Кстати говоря, политическая карьера Саргсяна, который на протяжении 10 лет был президентом Армении, а потом попытался стать главой правительства, началась в конце 1980-х с активной деятельности в «Карабахском движении», добивавшемся вхождения Нагорного Карабаха в состав Армении.

Пашинян несколько выступал с довольно резкими заявлениями, отказываясь вслед за своими предшественниками даже обсуждать возможность возвращения Нагарного Карабаха в состав Азербайджана и выполнять обязательства Армении по выводу военных формирований из занятых в результате войны азербайджанских районов.

В июле нынешнего года Пашинян даже продемонстрировал готовность возобновить вооруженный конфликт с Азербайджаном (боевые действия тогда продолжались более двух недель), чтобы подчеркнуть собственные твердость и бесстрашие.

Все это, конечно, создавало почву для нового армяно-азербайджанского военного столкновения. Однако Баку, скорее всего, не решился бы воспользоваться предлогом, предоставленным Ереваном, если бы не мог рассчитывать на прочную поддержку со стороны Анкары.

В уже упоминавшемся заявлении азербайджанского президента говорится, что Турция проводит внешнеполитический курс, способствующий укреплению мира во всем мире, результаты которого особенно заметны на Ближнем Востоке и на Кавказе. По мнению руководства Азербайджана, это доказывает, что Турция должна играть более значимую роль как в Закавказье, так и на международной арене в целом.

Следует заметить, что этот призыв Баку полностью соответствует тем внешнеполитическим целям, которые ставит перед собой Анкара. Турция давно пытается утвердиться в Закавказье, которое Россия рассматривает как регион, представляющий для нее стратегическую важность. Москва опасается появления в Закавказье крупных геополитических игроков, чем и объясняется ее столь болезненная реакция на стремление Тбилиси войти в сферу влияния Вашингтона.  Но администрация США, столкнувшаяся с серьезными проблемами на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, уже не проявляет прежнего интереса к увеличению американского присутствия в регионе. И это позволяет Турции рассчитывать, что, потеснив в Закавказье Россию, она сможет сосредоточиться на достижении собственных целей, а не заниматься продвижением интересов США.

Кроме того, в последнее время у турецкого руководства возникли сложности в отношениях с ЕС, вызванные как окончательным отказом Евросоюза рассматривать возможность присоединения Турции, так и решением Анкары приступить к разработке газовых месторождений, находящихся вблизи Северного Кипра. Подобный шаг стал открытой демонстрацией нежелания правительства Эрдогана считаться с интересами Республики Кипр и Греции, под покровительством которой она находится. Очевидно, что подобное пренебрежительное отношение к позиции двух стран-членов ЕС требует хотя бы формальной реакции со стороны Евросоюза.

Руководству Германии, где в следующем году должны состояться парламентские выборы, не хочется портить отношения с Эрдоганом, теряя голоса турецкой диаспорой. Зато другая ведущая страна Евросоюза, - Франция (являющаяся не сопредседателем Минской группы ОБСЕ, но и соперником Турции в Ливии), - не упустила возможности выступить в роли защитника европейской солидарности и поддержать Грецию и Кипр в их противостоянии с Турцией.

Высокая вероятность того, что Дональд Трамп проиграет предстоящие выборы, а пришедшая ему на смену демократическая администрация попытается снизить турецкое влияние в Сирии и Ливии, заставляет Анкару не слишком беспокоиться о том, как сохранить нынешнее благосклонное отношение Вашингтона.

Поэтому Эрдоган правильно рассчитал, что в сложившейся ситуации Турция, используя стремление Азербайджана к реваншу, сможет запустить механизм, позволяющий решить сразу несколько важных задач,- от утверждения в Закавказье в качестве влиятельного игрока до получения возможности усилить свои позиции в отношениях с ЕС и Россией.

Внутриполитическая ситуация, сложившаяся в Азербайджане, подталкивала Ильхама Алиева к активному участию в реализации турецких планов. Военные успехи позволяют хотя бы отчасти компенсировать экономические трудности, вызванные падением цен и снижением спроса на нефть. Кроме того, в условиях военного положения значительно легче поддерживать политическую стабильность, а патриотический подъем обеспечит власти преданных сторонников, в числе которых непременно окажется такая многочисленная и социально активная группа, как беженцы из Нагорного Карабаха. Несмотря на то, что Армения, как участник Организации договору о коллективной безопасности (ОДКБ), может рассчитывать на военную помощь со стороны России, было понятно, что Москва, заинтересованная в сохранении прочных связей с Баку, вмешается в конфликт только в том случае, если Азербайджан перенесет военные действия на армянскую территорию.

7 октября президент России Владимир Путин заявил в интервью, что Россия дорожит отношениями как с Арменией, так и с Азербайджаном, а потому не станет ввязываться в их противостояние, пока она будет идти за пределами армянских границ.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в тот же день пояснил, что Россия в рамках обязательств по Договору о коллективной безопасности обязана защищать Армению, а не Нагорный Карабах, на территории которого разворачивается армяно-азербайджанский военный конфликт.

Так что расчет Алиева и Эрдогана на то, что Россия откажется от активных действий оказался правильным. Но это вовсе не является гарантией того, что Баку даже в том случае, если добьется в противостоянии с Арменией несомненного успеха, сможет укрепить свои международные позиции.

В отличие от Турции, Азербайджан не может рассчитывать завоевать расположение новой демократической администрации (которая, скорее всего, появится в следующем году в Белом доме) за счет уступок в Сирии и сотрудничества с США в Ираке. Между тем, видные сенаторы-демократы уже возложили ответственность на Азербайджан и Турцию за возобновление военных действий в Нагорном Карабахе.

Поэтому в будущем году у Баку могут возникнуть серьезные проблемы в отношениях с Вашингтоном.

Раздражение, которое вызывает турецкое правительство у ряда европейских стран, теперь наверняка распространиться и на азербайджанское руководство. А их политика, направленное на сдерживание турецкого влияния, теперь будет распространяться и на Азербайджан.

Но, конечно же, эти внешнеполитические неприятности не идут ни в какое сравнение с теми потерями, людскими и материальными, которые понести Азербайджану на пути к военному успеху. Причем пока трудно сказать, сможет ли Ильхам Алиев в полной мере воспользоваться его плодами.

Зато можно быть уверенными в том, что Реджеп Эрдоган сумеет укрепить свои позиции как внутри страны, так и на международной арене благодаря своей роли одного из главных операторов противостояния в Нагорном Карабахе, полученной в результате возобновления военных действий между Азербайджаном и Армений. Турция дала отличный урок того, как амбициозная региональная держава, воспользовавшись конфликтом, в котором участвует ее сосед и союзник, может успешно решить собственные задачи.

13 Октябрь 2020

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД
ДЕНЕГ НА ВСЕХ НЕ ХВАТИТ
ПОЧЕМУ ВЛАСТИ ВСПОМНИЛИ ОБ ИНДЕКСАЦИИ ПЕНСИЙ РАБОТАЮЩИМ
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В США

Новости
28.10.2020 Венесуэльский оппозиционер Лопес встретился с премьером Испании
28.10.2020 Глава Молдавии не видит большого потенциала у оппозиции для массовых протестов
26.10.2020 Коронавирус обнажил хрупкость и неравенство мира - ООН
26.10.2020 Чилийцы на референдуме поддержали изменение конституции
24.10.2020 Испанский парламент не поддержал вотум недоверия правительству Санчеса
24.10.2020 Социалист Арсе победил на президентских выборах в Боливии

Опрос
В ЧЕМ ПРИЧИНА БЕДНОСТИ В РОССИИ?






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"