все поля обязательны для заполнения!


 
МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ
ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

Первого октября украинская делегация на встрече трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске подписала документ, предусматривающий, что урегулирование донбасского конфликта будет осуществляться в соответствии с «формулой Штайнмайера».

Франк-Вальтер Штайнмайер, нынешний президент Германии, предложил свой план действий по восстановлению мира в Донбассе, только теперь получивший документальное оформление, еще в 2015 г., когда занимал пост министра иностранных дел.

Леонид Кучма, которого Владимир Зеленский вновь назначил представителем Украины в ТКГ, письменно сообщил спецпредставителю председателя ОБСЕ в Украине и в ТКГ Мартину Сайдику о том, что Украину устраивает интерпретация положений «формулы Штайнмайера», согласованная 11 сентября 2019 г. советниками глав государств «нормандского формата». Аналогичное письменное подтверждение в адрес спецпредставителя ОБСЕ направили представители России и отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Это значит, что после того как в этих районах пройдут выборы местной власти, которые ОБСЕ признает честными и свободными, они будут интегрированы в политическое пространство Украины на правах территории, обладающей особым статусом, закрепленным в украинском законодательстве (соответствующий закон вступит в силу после признания ОБСЕ результатов выборов).

Решение Украины согласиться на урегулирование донбасского конфликта в соответствии с «формулой Штайнмайера» устраняет важное препятствие для восстановления прочного мира. Теперь нельзя будет ссылаться на невозможность избрания в «ЛДНР» местной власти на основе украинского законодательства и восстановления украинских государственных институтов на данной территории из-за неготовности Киева к компромиссу и диалогу. Украина выразила готовность сделать те самые шаги, на которых настаивала Москва, слабо надеясь на то, что Киев, опасаясь внутриполитической дестабилизации, пойдет на столь серьезные уступки.

Украинская власть смогла согласиться на выполнение тех требований, которые предусматривает «формула Штайнмайера», только благодаря высокой популярности Владимира Зеленского (его рейтинг после обмена удерживаемыми лицами между Россией и Украиной вновь вырос) и доминированию в парламенте пропрезидентской партии. Политические противники главы государства в нынешних условиях не смогут ни организовать массовый протест, по-настоящему опасный для власти, ни заблокировать принятие необходимых законов.

Разумеется, некоторые влиятельные политики, поддерживающие президента, хотели бы затормозить процесс мирного урегулирования и сохранить донбасский конфликт в его нынешнем «замороженном» виде. Однако даже Арсен Аваков, вероятно, самый влиятельных из политических деятелей подобного рода, вряд ли осмелится открыто воспротивиться реализации «формулы Штайнмайера». А тайные маневры и скрытые подкопы не принесут нужного эффекта, если глава государства будет действовать достаточно быстро.

Хотя относительно решимости самого Владимира Зеленского существуют определенные сомнения, следует признать, что после 1 октября впервые появилась высокая вероятность того, что процесс мирного урегулирования перейдет наконец в практическую плоскость.

Если «формула» получит практическое воплощение, то восстановление стабильности, подорванной украинским социально-политическим кризисом 2013—2014 гг., который вследствие соперничества России и Запада принял крайне опасные формы и таким образом предопределил вмешательство РФ в донбасский конфликт, усилит международные позиции Франции и Германии: будут практически сведены к нулю усилия администрации Обамы, сумевшей, используя украинский кризис, сорвать сближение Германии и России. Последнее могло превратить Берлин в опасного конкурента Вашингтона в борьбе за доминирование в Европе.

Кроме того, будет полностью сорвана так и не получившая полноценной реализации стратегия нового американского руководства, направленная на сохранении евроатлантического единства в условиях роста экономических противоречий между США и Евросоюзом благодаря организации совместного противодействия российской экспансии. Главную роль в этом противостоянии должен был играть Вашингтон, который намеревался быть и главным защитником Европы от «российской угрозы», и важнейшим партнером России внутри западного сообщества.

Ведущие страны Евросоюза (в т. ч. Францию и Германию) подобный сценарий, разумеется, не устраивал, но пока сохраняется опасность эскалации донбасского конфликта, обеспечить европейскую безопасность без содействия США в принципе невозможно. Между тем, если при Обаме евроатлантическое единство опиралось на наличие у США и ЕС общих стратегических целей и проведение согласованного геополитического курса, то при Трампе оно грозит превратиться в препятствие для нормального развития Европы.

Американский президент принципиально отказывается принимать во внимание интересы европейских партнеров США и при этом требует от них куда больших, чем его предшественник, экономических уступок. По сути Трамп меньше чем за три года сумел сделать то, что стремилось осуществить советское руководство на протяжении «холодной войны»: создать почву для экономического противостояния и геополитического соперничества между Америкой и Западной Европой.

Развитие конкуренции между двумя важнейшими центрами западного сообщества долгое время сдерживалось благодаря наличию единой стратегии, предполагавшей американское доминирование в общих интересах, совпадающих целей и схожих ценностей. Теперь его ограничивает только угроза прямого военного столкновения между восточноевропейскими государствами и Россией, что может спровоцировать обострение донбасского конфликта, которое способно подтолкнуть РФ к силовым действиям.

Необходимость сдерживания России вынудила западноевропейские страны отказаться от развития экономического сотрудничества с ней. Военно-политическая зависимость от Вашингтона препятствует укреплению взаимовыгодных связей с Пекином.

Поэтому, обеспечив урегулирование донбасского конфликта в соответствии с «формулой Штайнмайера», Владимир Зеленский может оказать французскому и германскому руководству серьезную услугу.

Парижу и Берлину важно, чтобы Москва не воспринимала восстановление мира в Донбассе как свое геополитическое отступление, единственная причина которого заключается в давлении со стороны западного сообщества. Это неизбежно привело бы к усилению антизападных настроений в российской власти и осложнило бы восстановление связей между ЕС и РФ.

Поэтому «формула Штайнмайера» предоставляет Москве возможность объявить о достижении своих целей в донбасском конфликте — получении регионом, выступающим за тесный союз с Россией, особого статуса в составе Украины. Кроме того, благодаря особому правовому положению территории, находящейся сегодня под контролем ЛДНР, Москва получит гарантии того, что Запад не окажется единственным внешним игроком в украинском политическом пространстве. А Украина не превратится в плацдарм для американской экспансии, ограничивающей российское влияние в постсоветских государствах.

На первый взгляд может показаться странным то, что Владимир Зеленский фактически дал согласие на создание политического механизма, который в конечном счете позволит восстановить отношения между Россией и ЕС, а также обеспечит Франции и Германии большую независимость от США вскоре после публикации стенограммы своего телефонного разговора с Дональдом Трампом. В ходе этой беседы украинский президент согласился с американским лидером в том, что страны ЕС делают для Украины намного меньше, чем США. Причем если Трамп подверг критике только Ангелу Меркель, которая «только говорит об Украине и ничего не делает», то Зеленский неодобрительно высказался в адрес Эммануэля Макрона.

Теперь Киев неожиданно сделал шаг, который позволит Макрону и Меркель выступить в роли политиков, сумевших убедить Россию прислушаться к европейским требованиям и обеспечивших безопасность Европе. И сделает совершенно излишним участие американской администрации в урегулировании донбасского конфликта, которое в последнее время всерьез рассматривалось (не без помощи Зеленского) как единственная надежная гарантия восстановления мира.

Представляется, что объяснить подобный поворот во внешнеполитическом курсе Украины можно только тем, что в окружении Владимира Зеленского стали яснее представлять, какие последствия уже в среднесрочной перспективе будут иметь начавшиеся экономические преобразования и игры с финансовыми механизмами.

Понятно, что экономические группировки, находящиеся в хороших отношениях с новой властью и обладающие доступом к финансовым ресурсам, смогут получить значительные выгоды. Одно снятие моратория на продажу земли открывает в этом отношении захватывающие перспективы. Но политический эффект подобных шагов может оказаться катастрофическим. Примерно таким же, как от краха рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в России в 1998 г. Тогда в России удалось сохранить социальную стабильность во многом благодаря финансовой и политической поддержке Запада. Этот фактор уже через год может оказаться критически важным и для украинской власти.

После публикации стенограммы телефонного разговора между украинским и американским президентами было бы наивно ожидать, что необходимую поддержку в сложных обстоятельствах окажет Трамп. Американский лидер, напротив, будет всячески демонстрировать, что не имеет никакого отношения к деятельности украинского руководства и не чувствует ответственности за положение дел в Киеве. Тем более что через год США вступят в заключительный этап избирательной кампании, и американскому президенту будет не до Украины.

Так что рассчитывать можно только на содействие со стороны ЕС.

Поэтому остается лишь приветствовать то, что круги, оказывающие влияние на внешнеполитическую стратегию Украины, решили сделать шаг, отвечающий стремлению ведущих стран Западной Европы установить прочный мир в Донбассе и приступить к нормализации отношений с Россией.

Практическое воплощение «формулы Штайнмайера» усилит международные позиции Франции и Германии, руководство которых сможет отблагодарить Владимира Зеленского, оказав ему помощь в сложной ситуации.

Но самое главное, что это позволит миллионам людей вернуться к мирной жизни и приступить к восстановлению региона, разрушенного бессмысленной войной.

Хорошо, что на политику новой власти оказывают влияние люди, способные понять, что мирное урегулирование является надежным залогом получения европейской помощи в случае экономических трудностей.

Жаль только, что они руководствуются мотивами, мягко говоря, далекими от альтруистических соображений.

04 Октябрь 2019

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ТЕОРИЯ ФОРМАЦИЙ МАРКСА И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО КИТАЯ
МИСТЕР НЕТ
АНТИГЕРМАНСКАЯ ИГРА НА ГАЗОВОМ ПОЛЕ
РОССИЯ И США ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВСЕОБЩУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Новости
12.11.2019 Боливарианский альянс для народов Америки считает переворотом отставку Моралеса
12.11.2019 67% россиян готовы голосовать на выборах ради изменений к лучшему - опрос
12.11.2019 Парламент Молдавии отправил в отставку правительство во главе с премьером Санду
12.11.2019 Моралес пообещал вернуться в Боливию
12.11.2019 Социалисты и левые в Испании согласились сформировать коалиционное правительство
11.11.2019 Испанские социалисты не будут создавать "большую коалицию" с Народной партией

Опрос
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО СЕСТРЫ ХАЧАТУРЯН ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"