Как известно, безработица плохо влияет на психическое здоровье, однако и работа может стать негативным фактором. Мы находимся в эпицентре беспрецедентных перемен в трудовой деятельности. Как полагают специалисты исследовательского общества Джеймса Мартина в Институте будущего человечества Оксфордского университета, в ближайшие двадцать лет почти половина рабочих мест в США может быть занята роботами. Переход к автоматизированному труду ожидает так же и Лондон, и другие города мира.
Однако большинство из нас хочет работать. Работа дает нам не только средства к существованию, но также и возможность реализовать себя. При этом отсутствие работы повышает вероятность депрессии и тревожных расстройств.
По данным Королевского колледжа психиатров, отсутствие работы увеличивает вероятность возникновения депрессии и тревоги почти в 10 раз в течение двенадцати недель. В американских штатах, входящих в Ржавый Пояс (англ. Rust Belt), известный как Индустриальный или Фабричный пояс, высокие темпы безработицы, экономический спад и социальная стагнация вызвали резкое увеличение смертности от наркотиков, алкоголя и самоубийств. В последние месяцы мы все больше осознаем социальные и политические последствия этого разрушительного процесса.
Не работать - плохо для нас, но часто бывает так, что и сама работа наносит вред, и это несмотря на то, что для большинства людей работа перестала быть такой же изнурительной, как раньше, благодаря технологиям и коммуникациям, а также более строгому трудовому законодательству.
Многие люди называют работу причиной (или пусковым механизмом) своих проблем, связанных с психическим здоровьем. Этот явный парадокс – не работать плохо, но и работать не намного лучше – легко объяснить, когда речь заходит о будущем. Перспективы для тех, кто не работает, и тех, кто работает, отличаются незначительно: рынок труда перестает быть стабильным, изменениям подвергнутся почти все отрасли промышленности. Трудно предугадать, чем люди займут свое время в будущем, что станет для них смыслом жизни, стимулом, увлечением.
Между тем, уровень депрессии и тревожности растет, а количество самоубийств в Лондоне за последние два года увеличилось на треть. Часто причинами суицидов становится одиночество. В городе с населением 8,6 млн. человек у людей все меньше времени находится на тесное общение с семьей, друзьями, бывшими коллегами или однокашниками. Многие лондонцы - новички не только в городе, но и в Великобритании. Ослаблению традиционных связей сопутствует необходимость зарабатывать на жизнь. Риск шизофрении удваивается в больших городах, кроме того, жизнь в городах повышает риски тревожных расстройств (21%) и аффективных расстройств (39%).
Считается, что предпринимательство это весьма достойное занятие для будущего, в особенности, для молодежи. Однако поколение, родившееся в конце двадцатого тысячелетия, вдохновленное успехами Марка Цукерберга, может сильно пострадать, столкнувшись с нестабильностью или потерпев неудачу.
На недавних дебатах, проведенных в лондонском кампусе компании Google, создатель детской онлайн-игры Moshi Monsters Майкл Актон Смит рассказал о своих психологических проблемах. Он также отметил, что самые популярные запросы на сайте поддержки предпринимателей Foundr Club связаны именно с психическим здоровьем.
Нагрузка и психические заболевания наносят вред производительности труда. По словам Энди Сильвестра из Института директоров: "в 2015 году из-за отгулов, связанных с проблемами психического здоровья, было потеряно 127 миллионов рабочих часов, что эквивалентно 75 тыс. человек, пропустившим год работы. Количество дней, пропущенных из-за проблем психического здоровья, увеличивается на 25 процентов ежегодно, а стресс, депрессия и тревога становятся самой частой причиной невыхода на работу".
Даже если вас не уволят из-за психологических пробем, они все равно окажут негативное влияние на вашу работу. По данным Организации психического здоровья, более шести из десяти работников Великобритании признались в том, что проблемы со сном, вызванные стрессом, негативно влияли на их работу на следующий день. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), наша неспособность справиться с проблемами психического здоровья обойдется Великобритании примерно в 4,5 процента от ее ВВП.
Несмотря на высокий процент заболеваний, психическое здоровье не рассматривается всерьез работодателями, его зачастую расценивают как слабость. Существуют разногласия относительно того, следует ли сообщать работодателю о психическом расстройстве – британская журналистка Руби Вакс, ведущая кампанию за психическое здоровье, категорически против этого, большинство же благотворительных организаций, занимающихся помощью людям, испытывающим психологические проблемы – в их числе герцог и герцогиня Кембриджские - придерживаются противоположного мнения. Недавний опрос, проведенный международной страховой компанией AXA/PPA, показал, что 38% из тех, кто в не скрывал своих психологических проблем на работе, чувствовали предвзятое отношение к ним своих коллег.
Minds at Work - это движение, начатое в прошлом году, чтобы изменить положение вещей. Джефф Макдональд был вице-президентом по кадрам в компании Unilever, когда ему был поставлен диагноз тревожная депрессия. Он уже был на пути к выздоровлению, когда внезапно его близкий друг - лондонский банкир - покончил с собой. Это трагическое событие придало Макдональду и двум соучредителям, обеспокоенным проблемами психического здоровья и благополучия, импульс, чтобы начать стучать в двери бизнеса по всему Лондону: "У меня сейчас есть очень простая цель: я хочу, чтобы люди, работающие в разных организациях - будь то крупный бизнес, медицинские учреждения, полиция, армия, любая другая организация – понимали, что у них есть выбор поднять руку, если они страдают от тревоги или депрессии, так же, как, если бы они страдали от физического заболевания".
На мероприятии Minds at Work, прошедшем в конце 2016 года, в аудитории присутствовало сто человек. Менеджеры высшего звена, работающие в банковской сфере, юриспруденции и рекламе, делились опытом пережитой депрессии. К примеру, Сара Кример, директор компании Redwood, занимающейся контент-маркетингом, рассказала, что ее босс попросил взять внеочередной отпуск, пообещав не относиться к ней предвзято, когда она вернется на работу. После отпуска Кремер рассказала ста пятидесяти подиненным о своей депрессии.
Что можно сделать, чтобы сохранить хрупкий баланс, который позволяет работать продуктивно, погрузившись в работу, идти к цели, наполняя свою жизнь смыслом и при этом не быть выжатым как лимон, выслушивая оcкорбительные замечания?
В докладе «Благополучие на работе», подготовленном аналитическим центром «Новый экономический фонд», изложены шаги, которые предприниматели должны предпринять для создания более здоровой рабочей среды - нельзя допускать переутомления работников, привлекать достаточное количество персонала, стремиться к правильному балансу между работой и семейной жизнью. Оплата рабочих часов должна быть прозрачной и честной; необходимо свести к минимуму незащищенность в сфере труда, отказаться от почасовой работы.
Во Франции правительство вмешалось в трудовые отношения, для того чтобы предоставить работникам юридическое «право на отключение», запретив отправлять и читать рабочую почту в нерабочие часы. Французские компании, в которых работает 50 и более работников, обязаны составить устав, установив время, когда сотрудники не должны отправлять или отвечать на электронные письма.
Права работников некогда были епархией профессиональных союзов, однако членство в профсоюзах сократилось вдвое с 13 миллионов в 1979 году. Для многих же людей сегодня не существует единого работодателя, босса, единого свода правил -- есть лишь мозаика из внештатных проектов. Таким образом ответственность падает на самих людей, и становится сложнее противодействовать давлению работать больше, в то время как психическое здоровье находится под угрозой.
Согласно докладу Лондонской Ассамблеи здравоохранения, каждую неделю в среднем 14 лондонцев решают покончить с собой. Комитет здравоохранения Лондонской ассамблеи призвал мэра Лондона оказывать более эффективную поддержку в предотвращении самоубийств в столице, включая идею превращения Лондона в первый в Великобритании город с нулевым уровнем суицидов.
Мы лишь начинаем обсуждать последствия психического здоровья людей после рабочего дня, но они должны быть такими же приоритетными для нас, как и экономические задачи. В то же время многие крупные компании нанимают собственных психологов или находят терапевтов для сотрудников, нуждающихся в помощи;
Великобритания должна обеспечить хорошие условия труда для всех его жителей: люди хотят справедливого к себе отношения, рассчитывают на адекватный рабочий график, достойное вознаграждение за приложенные усилия. Меняющаяся структура занятости, безусловно, усложняет ситуацию: мы переживаем время тревожных перемен. Однако решение проблем, которые порождает эта неопределенность, не требует титанических усилий. Мы должны начать с культуры открытости и отзывчивости. Будет проще, если мы признаем, что экономика и условия труда тесно связаны, и что психическое здоровье является не просто индивидуальной внутренней проблемой человека.
Статья была опубликована в газете The Guardian