В первой половине ХХ века сложилось четкое разделение политических сил левого спектра на два основных течения - социал-демократов и коммунистов. Если первые рассматривались как сторонники в первую очередь социал-реформистской тактики преобразования общества в духе принципов демократического социализма, то вторые выступали как адепты революционных методов политической борьбы и установления диктатуры пролетариата.
Насколько актуально подобное разделение в наше время, в начале ХХI века? После отказа от советской модели социализма, реформ Дэн Сяопина в Китае и эволюции ведущих социал-демократических партий в сторону политического центра ситуация принципиально изменилась. Традиционные европейские компартии, а также другие, находящиеся левее Социнтерна, политические организации в Европе прошли весьма сложный путь модернизации своих программных установок. Левый фронт во Франции, ведущей силой которого является компартия, партия Левые в Германии, Итальянская Партия коммунистического возрождения, Красно-зеленая коалиция в Дании, левая коалиция СИРИЗА в Греции, - все в большей степени претендуют на электоральную нишу традиционной социал-демократии. Многие организации данного направления входят в Партию европейские левые (ПЕЛ), что позволяет говорить о возникновении нового варианта левого социал-реформизма в связи с превращением в конце ХХ века ряда ведущих партий Социнтерна в составную часть правящей европейской элиты.
Партию европейских левых не редко называют еврокоммунистами, однако это не совсем верно. Еврокоммунизм возник как оппозиция ряда западноевропейских компартий системе «реального социализма» в 70-80-е годы прошлого века. Его идеологами были лидер итальянских коммунистов Энрико Берлингуэр, автор концепции «исторического компромисса» и руководитель испанских коммунистов Сантьяго Карильо, в 1985 году покинувший компартию. Эволюция итальянских коммунистов в конечном итоге привела к их переходу на социал-демократические позиции. Наиболее авторитетная итальянская компартия была преобразована в Демократическую партию левых сил, наследницей которой ныне выступает влиятельная Демократическая партия Италии. Тогда как европейские левые стремятся возродить антибуржуазные традиции социалистического движения, критикуя политику социал-демократов.
В то же время в программных положениях европейских левых можно обнаружить определенную историческую преемственность как с наследием еврокоммунизма прошлого века, так с левыми течениями в социал-демократии.
На крайне левом фланге находится неотроцкистская организация «Европейские антикапиталистические левые», выступающая с критикой не только Социнтерна, но и партий, стоящих на позициях коммунистического реформизма. Среди левых и левоцентристских сил в ЕС отсутствует общая позиция по вопросу отношения к общеевропейским институтам. Если Партия европейских социалистов (ПЕС) выступает за усиление их роли и придания европейской интеграции активной социальной направленности, то левые социалисты и коммунисты (ПЕЛ), как правило, занимают критическую позицию по отношению к «бюрократии из Брюсселя».
С 13 по 15 декабря 2013 года в пригороде Мадрида проходил IV съезд Партии европейских левых (ПЕЛ). Созданная в 2004 году ПЕЛ объединяет сегодня около 30 коммунистических и левых социалистических партий Европы и является третьей после Партии европейских социалистов и Европейской зелёной партии транснациональной политической силой на левом политическом фланге в Европейском Союзе. Из стран СНГ в ПЕЛ входят молдавская компартия и белорусская партия Объединенных левых «Справедливый мир».
Организаторами форума явились испанские левые партии и движения, прежде всего «Объединённые левые» (ОЛ) и Коммунистическая партия Испании. Открывая съезд, федеральный координатор ОЛ Кайо Ларо заявил, что «финансовый паразитический капитализм разворовывает человеческие ресурсы, поэтому Европа нуждается в политической альтернативе слева, которую современная социал-демократия дать не в состоянии».
Участники форума поддержали предложение руководства ПЕЛ по созданию общеевропейского социального и политического фронта сопротивления мерам жёсткой экономии. Стремясь объединить различные силы гражданского общества и социальных движений к разработке антилиберального европейского проекта, ПЕЛ выступила с инициативой по проведению Европейского альтернативного форума. Одновременно европейские левые призывают приступить к формированию «единого фронта против жестких мер», предлагая включить в него все антикапиталистические силы, в том числе те коммунистические и другие левые партии, которые не входят в ряды ПЕЛ. Как отметил в своём выступлении председатель ПЕЛ, национальный секретарь Французской компартии Пьер Лоран, «мы сыты по горло неолиберализмом».
Однако в настоящее время подавляющее большинство действующих в своих государствах партий-членов ПЕЛ уступают по электоральной поддержке социал-демократам, а иногда и «зеленым», поэтому не случайно кандидатом на пост председателя Европейской Комиссии от ПЕЛ был выдвинут лидер греческой партии СИРИЗА Алексис Ципрас, заявивший в своём выступлении, что «пришёл момент левых сил». Ведь СИРИЗА — одна из немногих партий, участвующих в ПЕЛ, которая на национальном уровне опережает социалистов из ПАСОК. На прошедших в прошлом году парламентских выборах коалиция радикальных левых СИРИЗА получила около 27% голосов и немного уступила правоцентристской партии Новая демократия, завоевавшей около 30% голосов. Однако СИРИЗА смогла стать ведущей партией оппозиции, потеснив Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), набравшее более 12%.
Участники съезда ПЕЛ, левые социалисты и демократические коммунисты утверждают, что «сейчас социальное большинство в Европе не соответствует политическому большинству», и выражают надежду на то, что эта ситуация изменится после выборов Европейского парламента в мае 2014 года.
IV Съезд ПЕЛ прошёл под двумя главными лозунгами: «Изменить Европу» и «Европа труда». На съезде были приняты основные политические документы — резолюция «Объединить ради левой альтернативы в Европе» и проект прагматической платформы к выборам в Европейский парламент в 2014 году. Платформа предлагает отдать приоритет занятости, социальному, экологическому и солидарному развитию, выступает за установление общественного контроля над стратегическими секторами экономики; защиту и развитие общественного здравоохранения и образования, увеличение минимальной зарплаты повсюду в ЕС; реализацию «экологического перехода» к развитию возобновляемых источников энергии.
ПЕЛ ратует за освобождение стран и народов от господства финансовых рынков, чтобы в итоге «поставить экономику на службу человеку». Европейские левые призывают все прогрессивные силы приступить к выработке альтернативной бюджетной стратегии, предлагают организовать европейскую конференцию по проблеме внешнего долга. Левые партии настроены в пользу радикального изменения функций и полномочий Европейского Центрального Банка, выступают за создание Европейского общественного банка, который был бы в состоянии финансировать крупные солидарные проекты, служащие общественным интересам.
На сегодняшний день ПЕЛ объединяет как партии, разделяющие идеи евроинтеграции, так и евроскептиков. Но все они резко критикуют социально-экономическую ситуацию в современной Европе. В политических документах, принятых на съезде, подчёркивается необходимость борьбы за новую модель Европы. В частности, ПЕЛ настаивает на новом равновесии полномочий органов ЕС, чтобы усилить возможности Европейского парламента и национальных представительных органов при принятии конкретных решений. Европейские левые выступают за развитие форм так называемой «партисипативной демократии» через использование механизмов гражданских инициатив, проведение общеевропейских референдумов.
На съезде присутствовал вице-президент Боливии, один из ведущих левых политиков-интеллектуалов Латинской Америки Альваро Гарсия Линера. В своем выступлении он призвал вернуть в руки левых концепцию демократии. По словам Линеры, демократия «это коллективные действия, направленные на рост участия граждан в управлении обществом, общим благом». По мнению вице-президента Боливии, левым следует восстановить новое значение универсальных ценностей, зафиксировав тем самым права народов на здоровье, благополучие, нормальную окружающую среду. Г. Линера обратил внимание на то, что неолиберальная доктрина экологической политики позволяет транснациональным корпорациям выносить грязное производство из Северной Америки и Европы в другие страны и загрязнять просторы Амазонии. Он призвал «отстаивать принципы героического измерения политики», сославшись на методологию идеолога и основателя итальянской компартии Антонио Грамши. Сотрудничество “евролевых” с латиноамериканскими социалистами является важным фактором укрепления позиций прогрессивных сил во всем мире.
“Евролевые” выступают за роспуск НАТО, построение новых международных экономических отношений, базирующихся на принципах справедливости и равноправия, создание системы коллективной безопасности в Европе, призывают прекратить милитаризацию Евросоюза. ПЕЛ осуждает «гуманитарную интервенцию» против Сирии. “Евролевые” настроены против активного военно-политического сотрудничества между США и ЕС.
Европейские левые также осуждают американскую политику на Ближнем Востоке и проект «Большого Трансатлантического рынка». В отношении ситуации на Украине делегаты съезда ПЕЛ считают, что «выбор между ассоциацией с ЕС и евразийским соглашением» должен быть сделан в результате проведения общенационального референдума по этому вопросу.
Можно с уверенностью констатировать, от того сможет ли Партия европейские левые успешно выступить на выборах в Европейский парламент, ведя борьбу против господства неолиберализма и усиливающегося правого радикализма и национализма, во многом зависят дальнейшие перспективы социалистического движения в Европе.