Последняя Болотная сделала быстрее и успешнее то, что пытались теоретики нашего юного, полугодовалого всего лишь протеста. В прошлой, февральской статье я писал о том, что этому, пока что процентов на семьдесят укомплектованному столичной, в основном либеральной интеллигенцией, просто некуда больше сворачивать, кроме как влево. Так и вышло. Сперва проанализируем визуальный ряд. Шестого мая единственной политически ясной знамёнами и организованной колонной, шагавшей с Октябрьской площади была колонна Левого Фронта и примкнувшего к нему Левого форума (так называется союз альтернативного горкома КПРФ, РСД, Автономного действия, РРП и ещё ряда анархических и левых организаций) – это отмечали многие индивидуалы-комментаторы. Лозунги, которые подхватывали вливающиеся в эту колонну граждане, были тоже, конечно, за Советскую власть. Если проследить «динамику смыслов» от февраля к маю: тогда скандировали всего лишь «Товарищ, смелее, гони буржуя в шею», «Вся власть народу», «Россия без Путина», теперь скандировали «МЫ здесь власть», «Путин – вор». Лозунги-кричалки стали не только отважнее, но и леворадикальнее. В этом же свете стоит отметить, во-первых, организованность колонны ЛФ – как в ходе шествия, так и в ходе сидячей забастовки перед кинотеатром «Ударник», а во-вторых, то, что организованно и успешно прорывали омоновскую цепь в направлении Кремля именно те анархисты, которые недавно примкнули к Левому форуму. Налицо выстраивающийся здесь и сейчас авангард протеста - впечатляющий беззащитных и политически во многом нейтральных либералов, побаивающихся слова «революция». У левых есть не только организация, у них есть «гвоздевой» пункт программы демонтажа путинского авторитаризма, который полностью совпадает с либеральным безбрежным и желеобразным стремлением к демократии – власть советов, самоуправление снизу доверху. Но второй гвоздь – куда важнее. Возможно, ещё не пришло время вбивать его в кремлёвские кирпичи, как Лютер забивал сквозь свои таблицы в твердь церковников, но… Важно понимать, на чьей стороне сейчас инициатива.
При двух очевидных лидерах двух основных флангов реальной уличной оппозиции, при Навальном и Удальцове – с одной стороны, имеются организации, с другой же имеется принципиальное отрицание организаций партийного типа. Навальный как ньюсмейкер и медиа-координатор действительно был нужен декабрьско-февральскому этапу революции, но именно идеологическая скрытность (я буквально изнасиловал его пресс-секретаршу Анну, пытаясь взять у Алексея интервью, но тщетно) и неопределённость его действий в случае прихода к власти, делают Навального лидером второго эшелона. Я знаю, что при постепенной девальвации Поткина, многие националисты ориентируются на Навального не по идейным даже соображениям, а просто потому что им ближе правый либерал, как святого почитающий Е.Гайдара, нежели кто-то другой. Впрочем, повестка дня Болотной до последнего побоища и не думала политизироваться настолько, чтобы приходилось выбирать между правыми и левыми. Но теперь-то самое время.
Итак, что же стояло за чёрными дубинками и шлемами ОПОНа на Болотной? Базис теперь разглядеть куда легче: тотчас после инаугурации Путин подписал план передачи остатков социалистической, ныне просто государственной (то есть нехотя управляемой придворной олигархией) индустрии – в руки дружественных миллиардеров. Говоря проще, себе государственные мужи (Газпром-Роснефть) оставили «чёрное золото» и «голубой огонёк», а друзьям – металлолом. Выходит, что чёрными дубинками защищали украденное у народа как минимум на срок правления Путина чёрное золото, а голубые пятна камуфляжа на опоновской форме напоминали, что «Газпром» это национальное достояние России в руках избранных (или как там, в имиджевой-то телерекламе?)
При Путине процесс перехода не только власти, но и социалистической собственности из рук и институтов управления ей народа, процесс начатый Ельциным – закономерно завершился полным демонтажом а) демократических институтов, позволявших этот переход осуществить и б) раздачей награбленного в руки крупной буржуазии. В данном, специально мной суженном, контексте – в чём отличие либерала от левого (будь он социалистом, коммунистом, троцкистом или сталинистом – простота политэкономических дефиниций их уравнивает)? Либерал замечает только пункт «А», закрывая глаза на пункт «Б», поскольку исторически, биографически он ратовал за приватизацию. Что было, то было. Например, небезызвестный блоггер-политолог Александр Морозов, некогда организатор пресс-вечеринок «СР», в глубине души остаётся ельцинистом, чего не скрывает даже сейчас. Говорит ли это что-то плохое о либералах? Нет, это говорит лишь об их незрелости и нерешительности действительно вырвать власть из рук преступного сообщества, грабящего не только нынешнюю Россию, но и её будущее, так как газпромовско-роснефтяная ОПГ выкачивает из недр невозобновляемые ресурсы, оставляя в бюджете РФ, сколько захочет. Как можно это не замечать?
Нет, либералы замечают, но предпочитают видеть не базис, а надстройку – в мрачные нефтяные недра действительно смотреть тяжело, неприятно. Но это – базис, ни на секунду не будем мы забывать! И именно чернотой нефти отливали дубинки, праздничный стук которых возвестил об инаугурации Путина. И дым от «коктейлей Молотова» мрачно-черно стелился над водой канала… Если вчера можно было замечать только обманы на выборах и коррупцию – то есть следствия пункта «А», то сегодня, когда глава ОПГ беззастенчиво продолжил делёж прежде социалистического, неприкосновенного в СССР индустриального богатства многих поколений – не замечать пункт «Б» всё труднее.
Обыватель пока приглядывается к лицам: политические программы его из-за медиа-воспитания интересуют во вторую очередь. Но как только проходит первое очарование или разочарование, как только личность вождя антипутинской коалиции отходит на второй план, становится любопытно «шило», которое идёт на смену «мылу», смягчающему самоубийственный для страны экономический курс. Программа объединённых левых ясна в пункте национализации: пресловутые естественные монополии вышеупомянутые, менеджеры которых получают секретные оклады (даже по запросу Совета Федерации их не сообщают) – будут ликвидированы как частнособственнические, воровские системообразующие структуры.
Декрет о недрах – вот аналог Декрета о земле, который чётко расставляет приоритеты и политические, народные силы относительно горстки миллиардеров именем «неудавшегося советского эксперимента» присвоивших себе нефть и газ, даже по ельцинской конституции всенародные. Депутинизация – не просто борьба с авторитаризмом, она лишь начало отрезвления от либеральных обезболивающих, позволявших так баснословно грабить население огромной, хоть и уменьшившейся страны.
Оппозицию Болотной называли белоленточной, высмеивали за бесцельность – однако забывали, что народ-то, пусть и креативно-классовый и местами гламурный, лишь начал собираться. Его ностальгия по 1991-му году прошла за полгода, да и триколоры виднелись в мае лишь в колонне Навального, Каспарова и особого фаната этого флажка Яшина. Схлопывание лидеров честных либералов в хаотичной их колонне – тоже говорит о многом. Один Удальцов (и уже затем попозировавший на фоне колонны ЛФ, но из Совета ЛФ в 2005-м изгнанный Кагарлицкий) – затмит весь цвет либеральных вождей. Потому что белоленточная нейтральность и нерешительность выходят из моды. С агрессивным режимом узурпаторов недр бороться толерантностью можно только перед европейскими телекамерами, однако когда тебя бьют на санкционированном митинге – поневоле задумаешься, а только ли личность Путина бесит тебя? Или же он – лишь закономерно возникший интерфейс той матрицы, которая формировалась все девяностые годы, и внутренние олигархические конфликты которой лишь прояснили её классовые интересы на территории бывшего СССР? Верно, нам не помешает и толерантность – мы же выступаем за концептуальное, а не «шило-мыльное» изменение политического строя. Сам антипутинский протест выстроил коалицию – и никто никого здесь не вправе убавлять, более того это было бы враждебным, концептуально враждебным делом, играющим на руку врагу. Стихийно возглавленному красными, «окрашенному» белоленточному протесту нужны все – именно для того, чтобы разъяснить базисные претензии к режиму. Пройти от пункта А к пункту Б – необходимо всем вместе. И критика здесь может быть только товарищеской, но аргументированной, конечно, теоретически, а тут возникнет необходимость договариваться насчёт терминов, смыслов. Договориться будет в пункте А легко: если демократия, которую «включил» Ельцин для вытравливания забюрокраченной Советской власти, была лишь ключом к закромам родины, то после опустошения их - она же, только в виде разбюрокраченной, новой власти Советов (уже функционирующих, как Совет Левого Фронта, Нижегородский гражданский совет и многие другие), она одна только и сможет стать противоположностью и альтернативой, соответственно, олигархическому авторитаризму. Если в 1991-м демократия была синонимом капитализма (включается пункт Б), то сегодня она становится синонимом социализма – то есть процесса возвращения народу всех его индустриальных и полезно-ископаемых богатств. Но сперва должно состояться возвращение власти. И тут появляется вопрос куда более серьёзный – вопрос идентичности заявителей прав на украденные «оилгархами» (это не опечатка – oilгархи) ценности. Если человек с триколором в руках требует национализации возле «Бентли» лукойловского менеджеребца – наверняка тот, не вылезая из машины, похлопает соотечественника по щеке с благодарностью за прежние победы. Ведь именно ради приватизации ,в конце концов, недр – совершалась контрреволюция 1991-го, так что триколоры – это флаги победы сырьевой империи над СССР. Великой Победы – которая и отмечается 9 мая, кстати, а вовсе не другая, и не из-за даты… Нет, идентичность имеющего не личностные, а базисные претензии к путинизму – может быть только красной, социалистической. Национализация сегодня это не национализация 1917-го – ведь тогда рабочие завладевали средствами производства впервые в таких масштабах. Теперь же и средств этих стало меньше на две трети (заводской металлолом тоже вариант модернизации), и требовать трудящиеся могут вовсе не чужого исторически. Всё это – их, социалистическое, советское, важно только чётко политически сформулировать запрос. И тогда система не сможет ответить ничем… Кроме, конечно, террора – но в масштабах всех, прошедших верно идентификацию, террор вообще невозможен. Как говорится, всех не пересажают. А новая, революционная власть, декларируемая левыми, – это именно власть масс, власть вымирающих пока миллионов вместо власти миллиардеров, столь расплодившихся при Путине.
Если бы государственная собственность в СССР действительно принадлежала народу - он бы её защищал от "прихватизаторов". Своё ведь никто просто так не отдаёт. Но дело в том, что в СССР народ был полностью отчуждён от собственности. Ею полновластно распоряжался "новый класс" номенклатуры. А раз она всё равно народу не принадлежала, он и отнёсся к её приватизации и переделу (в основном между теми же аппаратчиками)в 90-е годы совершенно равнодушно.
Нельзя "вернуть" людям то, чего у них и так никогда не было!
как говорится, незнание своей причастности к соцсобственности - не освобождает от ответственности. что вы наызваете отчуждением от собственности? вот когда завод, на котором ты работаешь приватизируют - это как? глупость и попустительство - не стоит называть научным словом "отчуждение". да, в 1991-м проспали - тому были причины, но вовсе не уважительные. и теперь тот позор придётся смывать кровью новой революции и по-новому выстраивать горизонталь и пропаганду причастности.
Собственность может стать общенародной только в условиях тотальной (снизу доверху) демократизации всей страны. Если наверху засели до смерти, а на все руководящие должности вплоть до самого низа происходит назначение, то это напоминает пожизненно наследуемое владение. То есть в СССР не было даже намёка на демократию, а, значит, и на общенародную собственность.
В СССР всё время вбивали в умы, что "всё вокруг народное, всё вокруг моё". Но как-то это не очень действовало, ибо противоречило реальности, данной нам в ощущениях. Ведь сколько бы рабовладелец ни убеждал рабов, что латифундия принадлежит им, - от этого она принадлежать им всё равно не станет! А если определённый социальный слой полностью монополизировал управление экономикой, он является классом - хоть в марксовом, хоть в веберовском понимании. Собственность - это право владения, пользования и распоряжения. А мог ли рядовой советский человек хоть в какой-то степени владеть, пользоваться и распоряжаться "общенародной собственностью"??
Контроль, отчётность, выборность - треугольник на который опирается демократия. Убери что-то одно, и её никогда не будет. Если бы на советском х.р. предприятии выбирали и снимали руководящий состав на основании их деловых и личных качеств на собрании трудового коллектива, то это и означало бы, что это предприятие в народной собственности. И каждый имел бы шанс стать руководителем, если от природы дано.
Я с Сергеем Бахматовым совершенно согласен. Предприятие находится в народной собственности, только если распорядительная власть над ним принадлежит демократически избранным органам самоуправления. (Иными словами, предприятие находится в полном хозяйственном ведении коллектива). Если бы по этому пути пошли в 1965 году или в конце 80-х - начале 90-х - результаты экономических реформ были бы совсем другими.
Для демократизации политической жизни нужно хорошенько подумать и ввести антимонопольные законы. Я в этом деле не эксперт, но мне кажется разумным ограничение голосов в ГД, например, партия может иметь не более 30% голосов, от одной партии нельзя выдвигать претендента на президентские выборы более двух раз и т.д. и т.п.
Иначе все наше партийное строительство заканчивается так: какую бы партию находящиеся у власти не создавали, а всё КПСС получается.
Если выборы действительно честные - эти ограничения не понадобятся. Посмотрите на западные страны. Там партии нередко набирают и 45, и 50% - и демократии это не мешает. А Французская социалистическая партия, к примеру,на каждых выборах выдвигает своего кандидата в президенты. Я думаю, проблема в ином. Нужно дать ГД возможность участвовать в формировании кабинета министров. Здесь возможны два варианта: либо модель, близкая к французской (правительство формируется парламентом), либо к американской (нет премьер-министра, назначение министров - с согласия Думы, у президента нет права роспуска ГД).
Демократия - это инструмент, который позволяет сделать прививку от нечестных выборов, служит их гарантом. Там где есть реальная демократия монополии быть не может, и наоборот.
Я имел в виду третий срок реального президентства от одной партии. Вы же знаете, что людям свойственны маленькие человеческие слабости типа: хорошо быть поближе к власти, а это создаёт как в космологии эффект чёрной дыры. Создаётся положительная обратная связь, которая сама по себе никогда не прервётся. А революции нам не нужны, особенно кровавые!
Итоги варварской прихватизации 90г. плачевны не только потому, что она сама по себе - акт чудовищной несправедливости, но и потому, что после таких актов само общество не желает жить по законам писанным и неписанным. Отсюда и происходит беззаконие, коррупция на всех уровнях и т. д. и т. п. И борьба со всем этим - Сизифов труд.
Общество, которое мирится с такого рода несправедливостью, само морально больно. Но эта болезнь появилась не в лихие 90-е. К примеру, "экспроприация экспроприаторов" ("грабь награбленное") 1917 - 20 гг. тоже ведь была актом чудовищной несправедливости. Да и вообще советское общество, тонувшее в лжи и фарисействе, не назовёшь морально здоровым.
Добавлю к этому, что для демократии нужны не только контроль, отчётность и выборность (хотя и это исключительно важно) - но ещё ГРАЖДАНЕ. Которые понимают, что такое представительное правление, и готовы отстаивать свои права. Если граждан нет - никакая демократия в данном обществе не удержится. А 70 лет коммунистической диктатуры гражданское самосознание очень сильно подорвали.
Войну выиграли русские люди, не советские. "Россия русскими руками себя спасла и мир спасла" (Г.Иванов). Победили нацизм люди, в душах которых сохранились русские традиционные нравственно-религиозные ценности - вопреки большевицкой пропаганде и разложению. Понимаете, когда людей воспитывают в том духе, что высший долг человека - разоблачать врагов, это ведёт к сильной нравственной деградации.
Правящая бюрократическо-олигархическая клика бесконечно цинична. В начале 90-х под лозунгом свободы предпринимательства прихватизировала значительную часть средств производства, совершив, по сути дела, деиндустриализацию страны. Сейчас,гордо подняв флаг инновационной модернизации, забирают оставшееся. Это не может не возмущать мыслящего человека. Но, мыслящий человек, мыслящему человеку рознь. Кому-то реально "за державу обидно", а кому-то мутит голову печаль о потерянной кормушке или не доставшейся части пирога. Последние, к которой относится либеральная интеллигенция смотрит на Запад в ожидании помощи, которую в обмен на ресурсы обязательно получит. Остальные протестующие, а их большинство, рассчитывают на свои силы. Они смогут многое сделать, главное дать им цель и вождя. Ни того, ни другого пока нет. Возврат собственности в руки государства, не может быть действительной целью, так как не демонстрирует учёт личного интереса гражданина. Декрет о Земле, учитывал такой интерес. Появится ли вождь? Конечно, появится, но после осознанного запроса общества на переустройство жизни в стране.
И второй вопрос. Почему социалистическая идея оказалась в кризисе? И как её оттуда вывести? А может быть, не надо её оттуда выводить, а стоит полностью её переосмыслить?
В кризисе не социалистическая идея, а способы её воплощения. Любая идея, пусть, даже, самая прекрасная, если ставить для её достижения сомнительные цели и использовать негодные инструменты, потеряет свою frnefkmyjcnm. Для реанимации идей социализма в нашей стране, необходимо вернуть ему привлекательность посредством пропаганды его преимуществ перед олигархическим капитализмом и, переосмыслив опыт прошлого, выработать новый механизм построения социалистического общества.
Дорогой Сергей Иванович, вот именно с возвращением привлекательности-то социализму далеко не всё ясно. Слово "социализм" впервые употребил в 1834 году Пьер Леру для обозначения такой социальной системы, в которой интересы общества имеют приоритет перед интересами индивида. И с тех пор в большинстве социалистических систем на первом плане интересы общества (или государства), а личность им приносятся в жертву. Я говорю не только о Бабёфе, но и о Бланки, Кабэ, Луи Блане, Вейтлинге и ряде других социалистов. Коллективистская тенденция была также у Маркса и Лассаля. Хотим ли мы, чтобы государство опять подмяло под себя индивида? Думаю, что нет. Тогда, может быть, стоит отказаться от понятия "социализм"? С ним, увы, слишком тесно связаны этатизм и приоритет интересов общества/государства над интересами отдельного человека.
Уважаемый Н.Р., от слова "социализм" можно отказаться, но что использовать вместо него? Даже, если, мы придумаем новое название общественному строю, ориентированному на реализацию интересов большей части жителей страны, надо его ещё сделать популярным. Гораздо проще, на мой взгляд, реанимировать в широких слоях населения слово "социализм", представив его в новом свете. Тем более, оно по-прежнему имеет множество сторонников. Да, и доморощенные олигархи и купленными ими чиновники всё делают для того, что бы социалистическая идея вновь стала доминирующей.
"мог ли рядовой советский человек хоть в какой-то степени владеть, пользоваться и распоряжаться "общенародной собственностью"??"
извините меня, дорогой товарищ - а вы лично не пользовались бесплатной медициной и образованием, дешёвым общественным транспортом в СССР? что за прозаические вопросы вы задаёте?
пользовались - но не придя тупо на завод и не потребовав, как в том анекдоте " в связи с тяжёлым материальным положением - мою долю от добычи угля", а имея гарантированную работу и отдых.
да, социализм - эт окуда более сложная система управления и распределения, но не надо к ней подходить с каменным молотом капитализма и требовать "партия, дай порулить", народ, дай поприватизировать... что вышло из этого вульгарного понимания общенародности собственности - вы и наблюдаете сегодня... в "Форбсе"
Встречный вопрос - а мог ли рядовой советский человек потребовать от Политбюро ЦК КПСС, чтобы оно расходовало на ВПК и армию не 25% ВВП, а 10% (чего было бы вполне достаточно)? Или потребовать перевести значительную часть инвестиций из тяжёлой промышленности в лёгкую и в сельское хозяйство? Или просто потребовать "масло вместо пушек"? Тут-то ему и показали бы, кто на самом деле распоряжается "общенародной" собственностью. Увы, советских людей никто ни о чём не спрашивал. Сказала родная партия, что развивать надо прежде всего ВПК и тяжёлую промышленность, а всё остальное пусть прозябает - значит, так и будет.
А когда Сталин самолично устанавливал соотношение между фондом накопления и фондом потребления - неужели это тоже была форма общенародного распоряжения общенародной собственностью?
Сергею Ивановичу
Уважаемый Сергей Иванович, слово социализм всё-таки сильно дискредитировано в XX веке своим тоталитарным воплощением. Я сам бы предпочёл более нейтральные понятия - социальный либерализм или Левый центр, например. Если же термин социализм Вы считаете необходимым сохранить, то тогда к нему желательно добавить прилагательное - демократический, плюралистический, самоуправленческий, персоналистический и т. д. социализм.
Прилагательные важны, чтобы отмежеваться от коммунистических (тоталитарных, этатистских) представлений о социализме. Когда говорят о рыночном и демократическом социализме, сразу понятно, что он не имеет отношения к госсоциализму в СССР. Поскольку само слово "социализм" многозначно, у некоторых людей оно вызывает ассоциации с очередями, дефицитом, железным занавесом и т. д.
Кстати, буржуазная демократия - это тоже одна из форм тоталитаризма. Реальная власть принадлежит олигархии, посредством средств массовой информации навязываются буржуазные ценности и оболванивается население, протесты подавляются дубинками и слезоточивым газом, инакомыслящие преследуются, а по отношению к народам других стран применяется вооружённые силы. Отличие капитализма от социализма как раз и заключается в том, что социализм может быть, а может не быть тоталитарным (какой построишь), а капитализм всегда тоталитарен.
В условиях капитализма можно говорить лишь об определённой тенденции к формированию "одномерного человека"-потребителя - и то весьма условно. Там есть важный фактор, препятствующий установлению тоталитаризма - частная собственность. Наличие частной собственности и возможность автономной от государства хозяйственной деятельности является гарантией социального и политического плюрализма и личной свободы. А вот национализация частной собственности неминуемо приводит к тотальной зависимости всего населения от государства - единственного работодателя.
И потом, где в странах буржуазно-либеральной демократии преследуются инакомыслящие? Неомарксистская литература ведь выходит немалыми тиражами, в том числе и в США. Да и всяческие левые партии действуют и в ФРГ, и во Франции. Страны, где есть несколько партий и реальные выборы, я бы не ставил в один ряд с однопартийным Советским Союзом.
Например, директор рейтингового агентства подал в отставку на следующий день после того, как на полном основании его агентством был понижен кредитный рейтинг США. А разгон демонстраций это разве не подавление инакомыслия? Вот теперь в России кого-то случайно подтолкнут на ОМОН, его отлупят дубинками, а потом заставят ещё платить штраф 500000 руб. Всё делается так, чтобы народ сидел дома и смотрел зомбоящик. Буржуазная демократия потому и буржуазная, что она защищает интересы буржуазии, сколько бы партий не было. А левые партии тоже буржуазного толка. А поскольку 80% населения легко зомбируются средствами массовой информации, то все и думают, что у них подлинная демократия. При построении реального социализма государство не является работодателем, а общество не разделено на части, поэтому возможность реальной демократии имеется.
Я Вам уже говорил как-то, что народ можно обманывать, но только некоторое время.
А потом ситуацию спасёт только то, что он пойдёт за социалистами и коммунистами.