ОТ РЕДАКЦИИ: Месяц назад мы опубликовали фрагмент предисловие к книге канадского профессора Мишеля Чоссудовски «Глобализация бедности и Новый Мировой Порядок» (/apriori/3046.html). Публикация получила читательские отклики. Сегодня мы публикуем окончание примечаний ко второму изданию книги 2006 года. Если вас заинтересовали концепции канадского политолога, мы готовы продолжить перевод некоторых фрагментов его исследования.
Решение о вторжении в Ирак было принято вовсе не из-за «ядерного оружия Саддама Хусейна» или из-за того, что он якобы связан с Аль-Каидой. Ирак располагает 11% мировых запасов нефти, что в пять раз превышает нефтяные запасы США. В целом же недра ближневосточного и центральноазиатского регионов (от края Аравийского полуострова до Каспийского бассейна) хранят в себе примерно 70% мировых запасов нефти и природного газа.
Эта война планировалась в течение нескольких лет и в перспективе создавала угрозы втягивания других территорий региона. Как гласит датируемый 1995 годом документ Центрального Командования США, «целью американского вмешательства является защита жизненных интересов США в регионе, включая беспрепятственный и безопасный доступ Америки и ее союзников к нефтяным запасам Залива». После вторжения США иракская экономика была взята под контроль военным оккупационным правительством, возглавляемым отставным генералом Джеем Гарднером, бывшим генеральным директором крупнейшего американского производителя оружия.
По контракту с американским правительством и Парижским клубом Международному Валютному Фонду и Мировому Банку предназначалась главная роль в послевоенном «восстановлении» Ирака. Скрытой повесткой было введение доллара в качестве иракской валюты, как это было сделано в Боснии и Герцеговине по Дэйтонскому соглашению-1995. В обмен иракские нефтяные запасы должны были быть поставлены под контроль англо-американских нефтяных гигантов. Растущий внешний долг Ирака должен был стать инструментом его экономического ограбления. Итак, условия установлены. Национальная экономика выставлена на торги. МВФ и Мировой Банк призваны обеспечить законодательное обоснование разграблению нефтяного благополучия Ирака.
Триумф американской военной машины ставит целью расширение зоны экономического влияния США на территории от Средиземноморья до западных рубежей Чили. Соединенные Штаты обеспечивают свое постоянное военное присутствие не только в Ираке и Афганистане, но и на территории бывших советских республик, где выросли американские военные базы. Иными словами, военная мощь Америки служит штурму новых экономических рубежей и установлению «свободного рынка» в мировом масштабе.
Глобальная депрессия
Стремительная военная агрессия под руководством США на Ближнем Востоке начала 2000-х совпала по времени с высокой фазой мировой экономической депрессии, имеющей исторические корни в долговом кризисе начала 1980-х. Американская война была напрямую связана с кризисом. Государственные ресурсы США были перенацелены на финансирование военно-промышленного комплекса и укрепление внутренней безопасности с социальных программ, которые оказались истощенными до предела.
На волне событий 11 сентября 2001 года под аккомпанемент мощной пропагандистской кампании шаткая законность «глобальной системы свободного рынка» была укреплена, это распахнуло двери новой волне хаотизации и приватизации. В результате этого корпорации поглотили большинство, если не все, институты социального обеспечения и даже инфраструктуру государства, включая здравоохранения, электро- и водоснабжение, транспорт.
Более того, в США, Великобритании и большинстве стран Евросоюза претерпела изменения сама «социальная ткань». Фактическая отмена верховенства закона привела к тому, что фундамент авторитарного государственного аппарата стал служить главной опорой гражданского общества, при этом оппозиция оказалась крайне слабой и неорганизованной.
Вот список главных проблем начинающегося XXI столетия: бум слияний и поглощений, концентрация власти корпораций, коллапс национальных и местных экономик, разрушение финансовых рынков, вспышки голода и гражданских войн, крах социального государства в большинстве западных стран.
Я в долгу перед многими людьми из многих стран, которые помогли мне написать эту книгу. Они обеспечили меня инсайдерским материалом, проливающим свет на экономические реформы в их государствах, и помогли провести исследования на уровне стран, занявшие порядка 10 лет. В течение этого периода я встречался с представителями крестьянских сообществ, промышленных рабочих, учителей, медиков, работников социальной сферы, взаимодействовал с сотрудниками исследовательских институтов, преподавателями университетов и членами неправительственных организаций. С ними меня теперь связывают узы дружбы и солидарности. Эта книга посвящается их борьбе.
Перевод Станислава Варыханова