http://www.socialistinfo.ru/adveritas/46.html

"Новый курс" Рузвельта и творческие профессии
Будет ли востребован в России опыт "Федерального проекта №1" ?
АНДРЕЙ ИСЭРОВ
научный сотрудник Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова

"Новый курс" Франклина Делано Рузвельта стал энергичным ответом на Великую депрессию 1929–1933 гг., который лишь потом был назван кейнсианским. В тот момент "ньюдилеры" просто стремились что-то делать, бороться и не отчаиваться, не ждать, пока рынок сам все исправит своей костлявой рукой. Да, экономический кризис был окончательно преодолен лишь в годы Второй мировой войны (и благодаря ей), но психологически народ (не государство!) поднялся намного раньше.
Рузвельт пришел к власти в 1933 г., когда без работы по самым скромным оценкам было 13 млн. чел. (население страны составляло тогда более 123 млн. чел.). К 1937 г. число безработных упало до 7,7 млн., но с новым витком кризиса в 1938 г. выросло до 10,4 млн. В борьбе с разрушительными последствиями безработицы президент и его соратники разработали целый ряд программ общественных работ. Они не только обеспечивали прожиточный минимум обнищавшим людям, но, возможно, главное – возвращали силу духа, веру в себя.
До сих пор на дорогах Северной Америки стоят общественные здания, дороги, мосты, созданные квалифицированными строителями в рамках руководимой Гарольдом Икесом программы PWA (Public Works Administration, июнь 1933–1941). Одновременно по 250 тыс. крестьянских парней в возрасте от 18 до 25 лет полгода расчищали леса, трудились в заказниках и заповедниках под началом наставников-ветеранов – всего через такие лесные лагеря прошло 2 млн. чел. Почти весь заработок по этой программе ССС (Civilian Conservation Corps) по закону следовало отсылать семье.
Наиболее массовой программой помощи стала созданная в мае 1935 г. WPA (Works Progress Administration), во главе которой находился один из самых левых "ньюдилеров" Гарри Гопкинс. Рекорд был поставлен в ноябре 1938 г., когда в этой программе участвовали 3,3 млн. чел. И среди миллионов обездоленных рабочих и крестьян были тысячи писателей, художников, музыкантов, артистов. Хотя на помощь представителям творческих профессий было истрачено менее 0,75% общего бюджета WPA, она получила гордое название "Федерального проекта номер один".
Самым дорогим в этом ряду стал Федеральный театральный проект (авг. 1935 – июнь 1939 гг.) под руководством преподавателя драматического искусства в престижном Вассар-колледже Халли Фланаган. Среди тех, кто получил поддержку, – Артур Миллер, Орсон Уэллс, Элиа Казан. Именно тогда американский театр воспринял достижения авангарда. Помимо чисто художественных постановок, Федеральный театральный проект известен ярко социальными "живыми газетами", воспринявшими опыт советской сцены 1920-х гг.
У истоков Федерального музыкального проекта (1935–1939, в 1939–1943 гг. – Музыкальная программа WPA) стоял скрипач и дирижер, киевлянин по происхождению Николай Соколов (1886–1965). Финансировались программы собирания и изучения песенного фольклора, были основаны 34 симфонических оркестра, проводились открытые музыкальные занятия, открылась форум-лаборатория молодых композиторов.
Федеральный художественный проект (авг. 1935 – июнь 1943 гг.) перенес в США художественный опыт мексиканского мурализма (роспись стен) Диего Риверы, Давида Альфаро Сикейроса, Хосе Клементе Ороско. Муниципалитеты, школы, больницы, библиотеки, почтовые отделения украсили фрески, создавшие благородный образ труда миллионов творцов Америки. Кстати, об этих проектах есть прекрасный фильм Тима Робинса «Колыбель будет качаться».
Наиболее дешевым и очень полезным оказался исторический проект Нового курса (Historical Records Survey): составленными в те годы архивными путеводителями и справочниками до сих пор пользуются специалисты. Работа нашлась не только безработным начинающим гуманитариям: с 1938 г. сотни нью-йоркцев трудились над вычислением 28 томов математических таблиц (Mathematical Tables Project).
В рамках Федерального писательского проекта (Federal Writers' Project, июль 1935 – 1942) собирали наследие традиционных культур и новый фольклор (включая эмигрантский), этнографический материал, устную историю, в т.ч., к примеру, воспоминания более 2300 стариков-негров, родившихся еще при рабстве, а то и помнивших плантаторскую систему.
Но более всего прославилась серия путеводителей по Америке (American Guide Series), выпущенная под началом нью-йоркского журналиста и театрального деятеля Генри Элсберга. Помимо основной задачи (48 путеводителей по штатам, два – по территориям Аляска и Гавайи, также по Вашингтону и Нью-Йорку) были составлены книги по сотням городов. Каждый путеводитель объемом примерно в 450–700 страниц имел единый, хорошо продуманный формат и включал не только описание маршрутов, но и очерки по истории, географии и геологии, флоре и фауне штатов. В общей сложности речь идет о 31 тысяче страниц текста, над которыми работало до 7535 авторов и исследователей, в чей ряд вошли Джон Стейнбек, Джон Чивер, недавний эмигрант Сол Беллоу. По сути, эти полезные путеводители стали глубокими, и в тоже время блестяще написанными справочниками, которые рождали справедливую гордость за свою родину. Новое открытие Америки было остро необходимо ее народу, почти утратившему надежду и понимание смысла своего существования.
В ходе работы над серией не прекращалась борьба между руководителями проекта в Вашингтоне и властями штатов, которые хотели видеть более приглаженную, официозную картину. Так, в 1-м издании путеводителя по Массачусетсу (1937) рассказ о деле торговца рыбой Никколо Сакко и башмачника Бартоломео Ванцетти – анархистов-эмигрантов, обвиненных в убийстве и казненных, несмотря на неубедительность судебных доказательств, – завершается фразой: "Широко считается, что, несмотря на соблюдение форм законности, определяющим фактором… стала связь этих двух мужчин с непопулярной политической группой меньшинства". В издании 1938 г. после напряженного давления акценты решили смягчить, в частности процитированное предложение начинается со слов: "Либералы и радикалы полагают…".
Стейнбек вспоминал: "При поддержке WPA рабочие опирались в те годы на свои лопаты, писатели – на свои перья. Но эти путеводители вызывали ярость тех, кто стоял в оппозиции к мистеру Рузвельту. В результате некоторые штаты выпустили всего по нескольку (sic!) экземпляров, а потом гранки уничтожили…". Действительно, полный набор путеводителей по штатам – библиографическая редкость, поскольку федеральная власть финансировала написание книг, но не их публикацию в типографии. Так, в консервативно-республиканской Северной Дакоте отпечатали лишь 800 экземпляров, а в Южной Дакоте – всего 500.
"Федеральный проект номер один" в существенной степени стал инициативой и произведением так и неприкормленных властью писателей, художников, артистов, рассматривавших свою деятельность как служение стране и обществу, а не обслуживание интересов отдельных финансово-политических групп. Собственно и власть такой задачи перед собой не ставила.
Возможно ли повторение опыта в современной России с ее низким уровнем социальной солидарности, апатичностью и экономической сервильностью (если говорить мягко) российской интеллигенции, с одной стороны и отсутствием внятной постановки общественных целей, способных объединить страну, с другой?
Стремление вновь обрести свою страну так притягательно и заманчиво, но страшно даже представить, что за путеводитель издали бы на государственные деньги по, скажем, моему родному городу Москве: очевидно, никто не осмелился бы пропустить рассказ о массовом уничтожении старинной городской застройки, о выселениях коренных жителей из исторического центра, о разрушении культурной среды.

 

 

28 Октябрь 2008



2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"