все поля обязательны для заполнения!


 
Левая эстетика: новый язык

Шеф-редактор журнала «Социалист» Вадим Белов, открывавший мероприятие посвящённое началу работы клуба "Социалист", выразил надежду, что клуб не только станет центром притяжения интеллектуалов, разделяющих левые взгляды, но и будет способствовать свободной  общественной и политической дискуссии.

Начиная  дискуссию на тему «Левая эстетика: новый язык», руководитель клуба Вадим Белов отметил:

«Сегодня даже патентованные левые с трудом воспроизводят левый дискурс. В итоге получается, скорее, православно-патриотический пафос, как это можно наблюдать на примере КПРФ». Объясняя отсутствие в современной России левого дискурса, В. Белов назвал две основные причины - отсутствие полноценного левого субъекта в политике и отторжение статусной гуманитарной интеллигенцией советского прошлого. Современный социализм и социал-демократия , по мнению выступающего, пока не стали легитимными из-за ориентации власти, политического класса и гуманитарного сообщества на мифологизированный западный либерализм, «придуманный Запад».
«Потеря актуальной, отвечающей времени идеологии произошла еще в советский период, когда был утрачен образ будущего, и была свёрнута внутренняя критика, как в  идеологии, так и в искусстве. (Советские неоомарксисты, «суровый стиль» в живописи, писатели-деревенщики). Её подмена ценностями потребления, переориентация на постмодернизм как технологию «производства смыслов», привела к тотальной вестернизации элит, успешно сочетающейся с квасным патриотизмом.

Произошла глобализация изобразительности. Сегодня уже Китай, страны Азии говорят на "западном" языке. В целом, по мнению Вадима Белова, современное искусство характеризуется помимо глобализации языка, отсутствием интереса к реальности, ориентацией на интересы арт-рынка, а не на эстетическое познание, творческую реализацию личности, общественные задачи.   Следствием чего является вымывание эстетического в общественное пространство, культурная деградация и дегуманизация искусства: "Происходит потеря интереса со стороны художника к реальности, стирается грань между эстетикой и идеологией. Искусство либо превратилось в политическую технологию, либо сводится к «приколу», полному отсутствию содержания. В современном "трендовом" искусстве гораздо меньше смысла, чем в пустой банке Кока-колы. Капитализм даже из пустоты делает ходовой товар ".
В качестве диагноза современной ситуации в искусстве была приведена цитата художника Джефа Кунса: «В настоящий момент буржуазия может чувствовать себя свободной от груза вины и стыда, вызванного ее моральным кризисом и теми вещами на которые она реагирует. А реагирует она на вывихнутую изобразительность, и именно в том состоит вдохновляющая ее идея: не стыдно если ваша жизнь распахнута и пуста. Не нужно стремиться к какому-то идеалу, достаточно сиюминутности: слейтесь с ней в объятиях и – вперёд». Парадокс, по мнению Вадима Белова, заключается в том, что даже такие художники, как Кунс, декларирующие свои левые взгляды, в своём творчестве остаются глубоко буржуазными.


Основная полемика развернулась вокруг выступления известного художника Александра Шабурова (творческая группа «Синие носы»).

В своем выступлении А. Шабуров бегло изложил историю развития современного искусства в России. Исходным пунктом было обозначено противостояние почвенников и западников, после многолетнего доминирования первых приведшее к тому, что любой ход западников стал восприниматься как сенсация. 

 В результате все искусство стало тотально прозападным, что зеркально отразилось в настроениях масс: люди возжелали западного образа жизни, возвели жвачку в ранг высшей ценности. Однако после уничтожения Советского Союза довольно быстро, буквально за десятилетие произошло отрезвление художественного сообщества: «Быстро выяснилось, что традиционное искусство ничем не хуже! Сформировалось новое недовольство художников. Ведь в СССР они были героями: представители официального соцреализма имели широкие материальные блага, организационные возможности и «дипломатические окна». У нон-конформистов были свои преференции: героика, статус, раскрутка на «Голосе Америки», романтический ореол. Сейчас критерий один: платят за твои работы деньги – или нет. Порою даже приходится самим инициировать поводы для своей популярности: подтверждать устойчивые западные стереотипы о всевидящем оке «путинского КГБ» и ужасах ГУЛага, которые ждут всех выезжающих за границу деятелей искусства».
По мнению Шабурова, у современного российского художественного сообщества только два возможных пути: либо попытка вернуть себе былой социальный статус, отказавшись от ряда стереотипов и вернувшись в тематике своих работ к традиционным ценностям (например, к труду и человеку труда), либо оставаться всегда на позициях обслуги буржуазии, соглашаясь a priori на зависимость от прихотей фигурантов списка «Forbes».
Александр Шабуров подчеркнул сохраняющуюся вторичность российского искусства, зависимость и уподобление западным образцам: «Сходите на любой новый российский фильм. К примеру, на столь разрекламированный «Обитаемый остров». Вы увидите бессвязный набор сцен, задача у которых одна: показать, что мы умеем осваивать бюджет и воспроизводить спецэффекты не хуже, чем они там. При этом старых шедевров, настоящих шедевров советского кинематографа порой невозможно найти. Мне с трудом удалось достать «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна. А ведь это фильм, который хоть сегодня ставь – и получай на выходе зрителя, готового осознанно отстаивать свои права в борьбе с буржуазией. А вот другой фильм мэтра – «Стачка» – я уже 3 месяца ищу по магазинам и в интернете, но найти не могу».
Говоря о левом направлении в искусстве, Александр Шабуров отметил его «сектантский характер»: «Левые есть. Но, во-первых, их крайне мало. А во-вторых, они крайне замкнуты, их совершенно не интересует мнение другого круга людей».

Далее Александр Шабуров продемонстрировал несколько фото и видеоработ творческой группы «Синие носы», что вызвало крайне острую полемику.

Преподаватель Военного Университета Петр Крамаренко: «Ваше творчество не носит просветительского характера. Что оно может открыть молодому поколению, какие достижения и ценности России может раскрыть перед западной публикой? Беда состоит в том, что именно из-за гегемонии «Синих носов» и им подобных зритель, особенно молодой, зачастую не имеет возможности соприкоснуться с классическими формами искусства».
Представитель Северного округа Москвы, член «Справедливой России» Андрей Чирков посоветовал художнику Шабурова произвести переоценку своего творчества через призму самоотдачи и занятий спортом: «Купите себе велосипед. И если, проехав на нем километров 150, Вы сможете взглянуть другими глазами на то, что Вы нам тут продемонстрировали, значит не все пропало!»

Завершил свою часть вечера Александр Шабуров  призывом: «Не забывайте об интимности искусства! Только от Вашего индивидуального восприятия зависит красота или безобразие произведения!»

Молодой, но уже достаточно известный в московских кругах писатель Егор Попов, в своем эмоциональном выступлении провозгласил, что только тогда искусство имеет смысл, когда оно является революционным.
«Любое искусство, а левое – в особенности, - это бунт! Это левая рука, не ведущая, что творит правая, предназначенная для трудов насущных. Но сегодня прорыва, крика в искусстве мы не наблюдаем. С одной стороны, засилье попсы, с другой – искусственный «бунтец». Но этот «бунтец» - всё те же консервы, продукт на продажу! Так формируется в нашем искусстве уклад, который привычно штампуют «постмодерном», а я думаю, что точнее говорить о трэше. Плод этой эпохи – население обывателей: офисный планктон, унылое поколение менеджеров в вагоне метро». По мнению писателя, главная задача искусства сегодня – возрождение сакральности. «Живое должно расцвести! Нам надо идти по пути Хлебникова, по пути Рембо, по пути Моррисона. Только тогда в нашу жизнь вернутся тексты-мантры, священные тексты».

В заключение диспута выступил политолог Виктор Милитарев.

Он акцентировал внимание на том, что культурная левизна не совпадает, а скорее, даже ортогональна левизне политической: «Левый язык после 1968 года чересчур удачно вписался в мэйнстрим: он стал «мулькой», товаром на заказ. В плоскости реальной социальной борьбы это привело к тому, что «новаторы» левого языка, как правило, оказывались не носителями ценностей свободы, солидарности и справедливости, а представителями всевозможных меньшинств. Подобно анархистам XIX века они отождествляют свои стремления с политической позицией. Самый точный диагноз этим явлениям дал 20 лет назад Эрнст Неизвестный: «Левое искусство вошло в плотные рыночные отношения с буржуазией». По мнению Виктора Юрьевича, в перестройку из подполья вылезло все слякотное и суррогатное и, стараниями либералов, было объявлено высокими формами. Он сослался на изречение галериста Марата Гельмана: «Что в музее поставлено, то и искусство».
«Синие носы», по мнению политолога, бунтуют не против реальности, а против культуры». Перспективы «левого» в современном авангарде Виктор Милитарёв оценил неоднозначно: «Все новое левое, желающее реально пробиться через препону «галеризма», нуждается в большей зубастости. Иначе из гетто ему не пробиться».
«Нас окружает очевидное зло «железной пяты» продажного чиновничества и олигархии. Необходима реальная ненависть к гадам и сволочам, оккупировавшим нашу Родину, к этому компрадорскому игу, установившемуся с 1992 года. Эта громада-ненависть обязательно найдет свое отражение в подлинном искусстве!»

 

 

19 Март 2009

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОПЫТ МИРНОГО ПРОТЕСТА
СОЦИАЛИЗМ НА МАРШЕ
ЛЕВЫЙ ВЗГЛЯД: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ НЕДЕЛИ
ЛЕНИН: ФИЛОСОФИЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Новости
27.11.2020 Лукашенко заявил, что при новой конституции уже президентом работать не будет
26.11.2020 СР начнет сбор подписей депутатов для обращения в КС по пенсиям работающих пенсионеров
25.11.2020 Еврокомиссия напомнила о важности свободы СМИ на фоне законопроекта во Франции
25.11.2020 Боливия будет сотрудничать с правозащитниками при расследовании насилия на протестах
25.11.2020 Сергей Миронов предложил выплатить малоимущим 10 тысяч рублей к Новому году
25.11.2020 Оппозиция Белоруссии считает нужным проводить референдум по конституции вместе с выборами

Опрос
В ЧЕМ ПРИЧИНА БЕДНОСТИ В РОССИИ?






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"